Хотя запах не считается декоративной характеристикой цветка, тем не менее, ароматный цветок привлекательнее такого же, но лишенного запаха. Как же обстоят дела в этой области у кактусов?
Чаще всего в комнатной культуре можно увидеть цветущие шлумбергеры («декабристы»), эпифиллумы (культивары нопалькоксий), маммилярии с мелкими белесыми цветками (Mammillaria prolifera, wildii и т. п.). Легко зацветают на окне многие ребуции, пародии, гимнокалициумы. Тот, кто этого прежде не видел, не останется равнодушным, наверняка потянется понюхать и… разочаруется. К сожалению, столь привлекательные цветки совершенно лишены запаха.
Однако есть кактусы, обладающие сильным восхитительным ароматом, который в самых восторженных словах описывают авторы ряда книг. Прежде всего, это широко известные селеницереусы («Царица ночи») и эхинопсисы. Об этих цветках слышали многие, хотя увидеть воочию удавалось даже далеко не всем кактусистам. Ведь огромные белые цветки раскрываются только ночью и лишь на взрослых, крупных растениях.
Иногда наличие выраженного запаха, как относительно редкое явление, находит отражение в названиях кактусов, например, Neochilenia odoriflora. Но в случае, например, с Neolloydia odorata, «душистое» название связано не с цветком, а с тем, что высушенные растения этого вида пахнут кумарином.
В общем же сведения о запахах цветков кактусов очень скудны. Чтобы удовлетворить свое любопытство, пару лет назад я начал нюхать все распускающиеся у меня цветки кактусов, а впечатления записывал. Получилась довольно интересная, хотя и неоднозначная картина. Но прежде чем к ней перейти, нужно оговорить одно существенное обстоятельство: для описания запахов просто не хватает слов! Для характеристики окраски есть богатейший набор терминов, а чтобы в ботанических описаниях все-таки не было разночтений, есть еще и шкала Бондарцева (не говоря уже о цветных фотоизображениях). Но как охарактеризовать запах? Слабый – сильный, приятный – отвратительный? Остается только сравнивать его с другими, известными, и по ассоциациям. Ясно, что с таким неопределенным словесным арсеналом сложно достичь понятной точности. Поэтому мои описания довольно субъективны и, наверняка, избыточно образны и эмоциональны.
Когда зацветает селеницереус, об этом узнаешь еще на значительном расстоянии: чудесный тонкий сложный аромат наполняет всю квартиру. Эта запахо-музыка начинается в сумерках и заканчивается ночью. Утром открытый еще цветок уже совсем не пахнет. За недолгий период жизни сказочного огромного цветка интенсивность аромата постоянно меняется. Логично было бы предположить, что крупные белые цветки и сильный аромат необходимы для цветущих по ночам цереусов: они привлекают слабовидящих ночных животных-опылителей. Но, оказывается, ароматные цветки характерны именно для Selenicereus grandiflorus («Царицы ночи»). Другие представители этого рода вообще лишены запаха, хотя тоже цветут ночью.
Еще одна группа кактусов с роскошными крупными ночными цветками – эхинопсисы. Традиционно распространенные в комнатной культуре гибриды, если уж зацветут, то порадуют владельца густым сложным ароматом. Прекрасно пахнет довольно редко встречающийся эхинопсис эйриези (Echinopsis eyriesii); сильный запах со сладковатым оттенком прели, почти неприятным, издают цветки эхинопсиса кратохвилиана (Echinopsis kratochviliana). Цветки коллекционного эхинопсиса минуана (Echinopsis minuana) обладают густым ароматом тропических цветов, а сильный запах эхинопсиса чакоана (Echinopsis chacoana) чем-то напоминает аромат цветков селеницереуса. Но и в этой группе есть совершенно лишенные запаха растения, например, ставший популярным в последнее время эхинопсис субденудата (Echinopsis subdenudata).
Ароматные цветки свойственны не только кактусам этих двух родов. Они встречаются у разных видов и форм чаще, чем это можно было ожидать. Разнообразие запахов не намного уступает внешнему разнообразию кактусов: от фантастических, необыкновенно приятных и манящих до весьма простых, слабых и даже отталкивающих, причем в некоторых ощущается явное сходство с запахами хорошо известных нам цветов.
Почему-то чаще всего мне удавалось уловить отчетливый оттенок с детства знакомого запаха соцветий мать-и-мачехи. Именно его напоминали цветки лобивии шилиана (Lobivia schieliana). Похожий тонкий аромат дополняет редкое зрелище цветущей лобивии ферокс (Lobivia ferox), вооруженной необычайно мощными и грозными колючками. Прихотливый дискокактус хорсти (Discocactus horstii), который, как правило, выращивают на подвое, зацветает легко, раскрывая ночью свои изысканные белые цветки. Их замечательный аромат – сильный, яркий, цветочный – также имеет выраженное сходство с запахом мать-и-мачехи. Эта же горьковатая нота улавливается в тонком фруктово-свежем аромате крупных желтых цветков замечательного акантокалициума глаукум (Acanthocalycium= Echinopsis glaucum).
Есть и другие примеры сходства запахов. Так, у пышных цветков красавца нотокактуса буининги (Notocactus buiningii) он напоминает запах мужской парфюмерии, отдающей ароматом цветущей черемухи, а восковидные цветки формы делаети гимнокалициума шикенданци (Gymnocalycium schickendantzii f. delaetii) слегка пахнут травой и сиренью.
Цветки рипсалиса мегаланта (Rhipsalis megalantha) пахнут лимоном. Есть виды кактусов, у которых в запахе цветков выражены фруктовые и пряные тона. Многие так называемые чилийские кактусы, которые теперь относят к роду эриозице (Eriosyce), имеют ароматные цветки. Есть виды с очень приятным цветочно-фруктовым запахом, например, неочиления хуаскоенсис (Neochilenia huascoensis). Цветки популярной среди кактусоводов формы нудум астрофитума мириостигма (Astrophytum myriostigma f. nudum) отличаются особенно сильным, терпким, тяжелым фруктово-пряным ароматом. Довольно редкая в культуре корифанта клавата (Coryphantha clavata) при цветении издает отчетливый запах какао.
Есть кактусы с травянистым запахом. У нескольких видов цветки отдают свежескошенной травой, пример тому – некоторые формы вариабельного вида нотокактус скопа (Notocactus scopa), а также некоторые культивары зимостойких опунций с многочисленными крупными цветками. Встречаются и совсем странные запахи. У самой распространенной в культуре вейнгартии неокумингии (Weingartia neocumingii) цветки пахнут прелыми листьями и вареной свеклой. Удивителен запах темно-красных цветков пародии шутциана (Parodia schuetziana) – смесь гниющей органики и слабой парфюмерии. Другая красноцветковая пародия – пародия мааси (Parodia maassii) – вызывает ассоциации с чем-то лекарственным, близким к сандаловому дереву и восточным благовониям.
Любопытно, что виды с душистыми цветками есть практически во всех таксономических группах кактусов, за исключением, может быть, фрайлей, мелокактусов и ребуций. Удивительно, но нет однозначной связи аромата цветков с экологической спецификой кактусов – виды с душистыми цветками, как и виды без запаха, есть среди ночных и дневных растний, среди кактусов с крупными броскими и мелкими невзрачными цветками, среди самоопыляемых и перекрестноопыляемых видов, среди бросающихся в глаза приверженцев открытых мест и малозаметных, растущих скрытно. Это разнообразие ароматов и отсутствие выраженной их связи с таксономической принадлежностью или экологическими особенностями видов, очевидно связаны с эволюционной молодостью семейства кактусовых, бурное развитие которого, упрощенно говоря, происходит именно сейчас, на наших глазах, потому кактусы еще «не определились» в своем отношении к запахам. В связи с этим интересно отметить, что по запаху довольно заметно могут различаться близкородственные формы и даже формы, объединяемые в современных системах в один вид, и, следовательно, запах может служить одним из диагностических признаков. Взять, например, лобивии популярной группы гематанта (haematantha). У разновидности денсиспина аромат слабый, но приятный, цветочный, а вот у близкой к ней формы леукомалла цветок слабо пахнет аммиаком. В то же время у формы, распространенной в коллекциях под неверным названием «фаматименсис», цветки лишены запаха вообще.
Заслуживает внимания также то, что у кактусов проявление и выраженность запаха цветков стильно зависят от их возраста, погоды, времени суток. Например, у прекрасной красноцветковой пародии сальмонеа (Parodia salmonea), цветки которой по одному распускаются всю вторую половину лета и осенью, запах постоянно меняется от тонкого приятного до напоминающего аромат терпких духов с аптечным оттенком, а в конце цветения он вообще исчезает.
Д. Семенов,
кандидат биологических наук,
(По материалам журнала «Цветоводство», № 1, 2003 г.)