закрытьX

Семинар ведущего ландшафтного архитектора Германии Карла Х.К. Людвига

Рубрика: Репортажи

По приглашению Учебного центра «Флореаль» в ноябре Москву посетил ведущий ландшафтный архитектор Германии Карл Х.К. Людвиг, преподаватель университета и крупнейший эксперт в сфере ландшафтного дизайна. В течение 2 дней он представил вниманию слушателей 4 презентации, познакомившие с лучшими мировыми образцами ландшафтной архитектуры.

 

Первая презентация под названием «Садовый художественный ландшафт» была посвящена 10 дизайнерам мира, которые вдохновляли немецких ландшафтных архитекторов. Некоторые из этих имен уже хорошо известны в России, как например, автор знаменитого «синего сада» Жак Мажорель или нарушивший строгую геометричность зданий Фриденсрайх Хундертвассер, но некоторые явились подлинным открытием.

 

Pipilotti Rist (Швейцария) - всегда вдохновлялась волшебными сказками. Она активно использует в дизайне красный цвет, покрывая коврами из битой черепицы пространства между домами, скамейки и даже машины.

 

Niki de Saint Phalle (Франция) – включает в свой провокационный дизайн кукол, которые порой снабжены движущимися механизмами. По мотивам карт Таро она создала «Сад Таро» с центральной фигурой – «большой мамой», в которую можно войти и увидеть окружающий ландшафт с двух террас или из окон.

 

 

Isamo Noguchi (Япония) – автор минималистских работ, иногда лишь с одним объектом, как в проекте «Крик». Создал многоэтажный Сад наций в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО. Минималистскими средствами добивается потрясающих эффектов, превращая ручеек в текущую реку, группу кактусов – в пустыню.

 

Dani Karavan (Израиль) - инициатор монументального проекта в пустыне, в память о войне Израиля с Египтом. Умело связывает урбанистические тенденции городов с ландшафтом. Самый пронзительный по своему замыслу проект создал в Порубу, на юге Франции, откуда многие люди во время II Мировой войны пытались бежать морем в Испанию. На склоне берега установлен монумент, от которого к воде ведет глубокий канал как путь к освобождению, такому желанному и такому невозможному из-за постоянных обстрелов. Cимволом этой невозможности является преграда в конце тоннеля – невидимое и непреодолимое стекло. На стекле написана история человека, похороненного на этом кладбище, который отчаялся бежать и покончил с собой.

 

Cesar Manrique хорошо известен в Барселоне и в Америке, где сделал несколько проектов по приглашению Рокфеллера. Но наибольший успех принесла ему концепция «щадящего туризма», которую он реализовал на родине – на одном из Канарских островов, где построил дом в полости лавы, использовав в оформлении только естественные цвета – белый, зеленый, цвет скалистых гор. Лава словно «втекает» в окно, в одном из кратеров устроена белая купальня, в другом растет дерево сквозь открытый потолок. Из лавы и камня сделан дизайн для ресторана на севере острова, примечательным объектом которого является гриль, нагреваемый за счет подземного тепла. Автор хотел показать, что не всегда нужно стремиться преобразовать ландшафт, иногда лучше сделать привлекательным тот, которым ты располагаешь.

 

Вторая презентация была посвящена направлению «Land Art» в ландшафтном искусстве. Ландшафт может быть частью культурного окружения человека. В конце 50-х годов прошлого столетия художники стали привносить природное искусство в галереи, появился термин «Earth Works», подразумевающий, что «Земля – это единственное, что производит что-то полезное». Сама почва может быть произведением искусства. Так родились проекты в стиле «Land-Art» на открытом воздухе и в выставочных пространствах, которые часто жили совсем не долго, прекращая существование вместе с наступлением прибоя или последним ударом молнии.

 

Walter de Maria (1935 г.) с самого начала отвергал идею выставлять свои работы в залах и работал на открытом воздухе. Он возводил стены из земли и камня длиной 1,5 км, в пустыне. Среди скудной растительности устанавил 400 бетонных столбов, призванных привлечь природные феномены – молнии. «Поле из молний» он фотографировал и выставлял в галереях, передавая послание людям: не нужно идти в галереи – идите к природе и посмотрите все своими глазами.

 

Michael Heizer (1944 г.) на дне пересохшего соляного озера выкапывал бесконечные полосы с помощью бульдозера. Его работы жили очень короткое время и часто даже не фотографировались, чтобы не нарушать концепцию.

 

Robert Smithson (1938-1973) на дне соляного озера в штате Юта (США) создал спираль из камней как символ зарождения Вселенной. Со временем уровень воды поднялся и спираль погрузилась в воду.

 

Hancy Helt (1938) любила круглые формы. Строила каналы из бетонных труб в пустыне. Находясь внутри, человек оказывался в замкнутом пространстве и видел в просвете трубы круглую панораму ландшафта.

 

Ichard Long (1945) был сторонником пеших прогулок. Он прокладывал линии, макая руки в глину и оставляя отпечатки, и выкладывал полосы у подножия гор из камня и кусочков льда, чтобы сказать: «Это природный ландшафт, а это сделал я – значит, это может сделать любой».

 

Andy Goldsworthy (1956) – много фотографировал, путешествуя по миру, и издавал книги, призывая к бережному отношению к природе. Среди самых известных его фотографий – водопад, украшенный лианами, цепочка из цветов на ветвях деревьев, картина на воде, выложенная из листьев и красных ягод, которая существовала всего 0,5 часа, работа из осенних листьев, из кусочков льда в лесу, «гнездо» из дерева в реке. Но самый крупный проект – вьющаяся в лесу стена из камня, которую он построил в одиночку.

 

Hils Udo (1937) хорошо известен в Германии. Учитель по профессии, он всегда любил рисовать, но предпочел для работы открытый воздух. Среди его инсталляций – дерево с повешенными льдинками, люди, оклеенные листьями, инсталляция из обрезков веток.

 

Christo и Jeanne-Claud (1936) –  муж и жена, предложившие еще в 60-х годах накрыть тканью берлинский рейхстаг до того времени, пока он не станет нужен. Проект ждал своего воплощения 25 лет и был осуществлен уже после падения Берлинской стены. За 4 недели его посетили несколько миллионов человек. В Австралии они покрыли тканью линию океанского берега. В Америке создали «бегущий забор» длиной несколько километров, который прошел по территории двух штатов. В Нью-Йорке завернули в ткань дорожки, в Париже – старый мост вместе с фонарями, во Флориде – маленький остров Мексиканского залива, в Швейцарии – деревья. В нью-йоркском Централ-парке их попросили поставить занавесы вдоль дорожек. В феврале 2005 года за 2 недели было установлено 7500 элементов. Стоимость проекта составила 21 млн. долларов, он был осуществлен на собственные средства дизайнеров. Миллионы людей имели возможность прогуляться между занавесами, цвет которых менялся от желтого до оранжевого.

 

Третья презентация была посвящена теме «Дизайн с дождевой водой». Большую часть проектов, продемонстрированных Карлом Людвигом, создал его друг, Herbert Dreisaitl.

 

Циркуляция такой важной для жизни на планете субстанции, как вода, изменилась за последнее время. Большие площади заняты асфальтом и строениями, поэтому количество грунтовых вод уменьшилось. Воду можно вернуть в жизнь людей, если ввести элементы специального дизайна. Можно заставить ее течь, падать вниз, образовывать круги, петь. В Дрездене есть здание, на крыше которого собирают дождевую воду и направляют ее по трубам, в которых установлены музыкальные инструменты. Вода заставляет их звучать.

 

Первый проект,  («Wind+Waterwheel» («Ветер+водное колесо») мало известен даже в Германии. Он реализован в небольшом городе  Owingen, на территории начальной средней школы. На крыше площадью 3600 кв. м собирается вода, она стекает и попадает на колесо. Вода движет колесо, падает вниз и стекает по желобу, собираясь на лужайке в озеро. Почвы здесь меловые, поэтому вода быстро просачивается. Когда дождя нет, колесо вращает ветер, а лужайка становится местом игр.

 

Такой же подход позволил преобразовать старый отель в маленьком городке Montezillon в Швейцарии в привлекательный курорт. Дождевую воду собирают в небольшой пруд, откуда она попадает на каменную столешницу, покрывая ее тонким слоем прозрачных струй, затем направляется к входу в отель, проходит под стеклянной стеной и поднимается с первого этажа на второй. Вниз она возвращается по специальным тубам, которые, наполняясь, меняют свое положение и ударяются о бронзовые прутья, рождая некую мелодию. Отзвучав, вода по небольшому каналу выходит в пруд под окнами.

 

В Нюрнберге осуществлен проект «Призма». Дождевая вода собирается на крыше дома, а затем в резервуарах под зданием общим объемом более 300 куб. м. Эта вода идет на жизнеобеспечение 61 квартиры дома в тех нуждах, которые не требуют питьевого качества воды – для санузлов, для полива великолепных зимних садов, для поддержания  благоприятной свежести, которая сопровождает движение воды. Прекрасный пример сочетания дизайна с экологическими функциями.

 

Аналогичный подход был реализован в небольшом городе Asperg вблизи Штутгарта на площади в 2 га и получил название «Аркадия» в соответствии с греческим ландшафтом мира и гармонии. Вода со всех крыш и открытых пространств собирается в хранилище объемом 60 куб м. Эти запасы проходят фильтрацию и используются для кухонь и санузлов, полива огородов. Вода из хранилищ питает речку и каналы, пронизывающие район. Организован подземный гараж, поэтому детям безопасно находиться на улицах.

 

В гораздо больших масштабах подобная идея нашла воплощение в небольшом городке Ostfildern около Штутгарта, где реализован проект «Scharnhauser Park» на площади целого района, а также в финском городке Oulu в 160 км от Полярного круга, где удалось сделать привлекательными городские улицы, снизив нагрузку на окружающий лесной массив. В последнем случае помимо сбора влаги дождя и снега, на улицах поставили специальные установки, которые вырабатывают пар, подсвечиваемый в вечернее время и меняющий восприятие ландшафта.

 

В Берлине в районе исторической площади Potsdamerplatz одним из ведущих ландшафтных архитекторов Италии создана система из двух озер, собирающих дождевую воду, где она очищается с помощью растений. Под землей установили 2 емкости общим объемом 2600 куб. м, но потребовалось ввести в циркуляцию воды еще и расположенное поблизости естественное озеро. Каждые 48 ч вода обновляется благодаря встроенным насосам. Часть поверхности оформлена растениями, часть – гравием. Это решение позволило не потерять ни одной капли воды на улицах города.

 

Самый сложный проект осуществлен специалистами из Европы в Queens Botanical Garden, выполняющем функции ботанического сада и парка одновременно. На протяжении 2 месяцев были открыты мастерские, в которых местные жители, представители 142 национальностей, могли принять участие в разработке проекта. Одной из ведущих тем стала вода. Ее стали собирать с зеленых крыш зданий и очищать внутри с помощью комнатных растений. Построили большое количество автомобильных стоянок, снабженных дренажной системой для сбора дождевых вод. Благодаря этому подходу удалось сочетать архитектуру с системой сбора воды и внести новизну в ландшафт.

 

В городе Portland (США) реконструировали район, включающий старое русло реки, занятое в период промышленного подъема города производственными помещениями и железнодорожными путями. Стояла задача сочетать деловой стиль города с природой. Herbert Dreiseitl блестяще решил эту задачу с привлечением местного населения. Старые рельсы превратили в украшение, поставив их вертикально и дополнив стеклом с нанесенными изображениями животных, живших здесь когда-то. От зданий к руслу реки проложили ступени, установили скамейки у воды, чтобы люди из офисов могли здесь отдохнуть. Сами русла превратили  в пруды из дождевой воды. Так в индустриальный город ввели фрагменты исторического природного ландшафта.

 

Один из самых грандиозных проектов реализован в динамично развивающемся 20-миллионном китайском городе Tanjin (Китай). Экономический рост здесь сдерживается отсутствием питьевой воды. Грунтовые воды загрязнены и вода в реке не пригодна для использования. Чтобы повысить качество воды, решили собирать дождевую воду в озера.  Вдоль реки разбили небольшую парковую зону. Новаторский подход позволил смягчить летнюю сорокаградусную жару и улучшить экологическую ситуацию.

 

Красивое и современное решение было найдено в небольшом историческом городке вблизи Ганновера, раскинувшемся на реке. С помощью воды здесь удалось изменить не только образ, но и форму территории. В центре города создали террасы, наполняющиеся дождевой водой слоем всего 2 см. Под водой установили стальные пластины, которые движутся, образуя небольшие волны, которые подсвечиваются в вечернее время. Летом вода уходит и территория превращается в площадку для игр. Напротив здания мэрии появилось небольшое зеркало воды и колонны из толстого стекла, которые благодаря сложной системе подсветки дают блики на стенах мэрии.

 

Тема последней презентации – «Фестиваль садов в Шомо». Шомо – небольшая деревня на берегу Луары, недалеко от Парижа, где живут всего несколько сотен человек. Здесь есть исторический замок и парк XIX века площадью 50-60 га, до сих пор несущий признаки эпохи Реннесанса. В конце XX века родилась идея проведения здесь фестиваля садов, к которой первоначально отнеслись без энтузиазма, так как боялись нанести ущерб историческому ландшафту. Но все же в 1992 году первый фестиваль состоялся. К его открытию территорию благоустроили, построив мост через реку, общественные туалеты и торговые палатки. На месте старой фермы открыли рестораны. Объявили международный конкурс садов и каждому победителю выделили небольшой бюджет в 5000 евро для реализации проекта. Вставочную площадь парка отделили от остальной территории, разбили 25 участков для конкурсных садов в форме лепестков цветка, обозначенных стрижеными изгородями.  Организаторы хотели увидеть новые идеи, поэтому приветствовали использование новых материалов, новых идей и концепций. В первый же год фестиваль на тему «Сад удовольствий» посетило 60 000 человек. В течение последних 15 лет эта цифра возросла до 150 000.

 

За эти годы продемонстрировано множество оригинальных идей с использованием очень дешевых материалов – сушек для белья, прищепок, железных сеток, старых компьютерных дисков, битого стекла, пластика, бамбука, глины, банок с консервированными овощами и фруктами, подержанных машин, отходов древесины, соломы, прутьев и садовых лопат, водопроводных труб и оконных занавесок. Низкобюджетное мероприятие превратилось в одно из значительных ландшафтных событий - ежегодно конкурс насчитывает 250-300 участников. О последнем фестивале в Шомо на тему «Краски в саду» читайте статью Карла Людвига, предоставленную для нашего портала. 

 

 

Фото предоставлены Карлом Х.К.Людвигом 


 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет