закрытьX

Парк Со – творение Андре Ленотра

Рубрика: Репортажи

Автор: Чечеватова Татьяна
биолог

Ленотр – создатель регулярного французского парка

 

Классический стиль оформления парков берет свое начало из Италии XVI века, откуда он пришел во Францию. Благодаря Ленотру красота и величие классического регулярного парка достигли своего апогея, и такие парки стали называть французскими.

 

Андре Ленотр (1613-1700) продолжил династию мастеров озеленения, которые с детства привили ему умение находить и подчеркивать прекрасное в окружающей природе. Готовясь сменить отца на посту главного садовника парка Тюильри, Андре изучал математику, живопись, архитектуру, оптику и прочие науки, необходимые в работе строителя парков. С 1645 по 1693 гг. Ленотр занимал должность главного королевского строителя садов и парков. За этот период он создал большую часть своих незабываемых работ - парки Во-ле-Виконта (1657-1661), Версаля (1661-1693),  Фонтенбло (1661), Сен-Жермен (1663), Тюильри (1664-72), район Елисейских полей в Париже (1667), Кланьи (1674) и Люксембургский сад в Париже. Придворные и члены королевской фамилии охотно приглашали его поработать над своими садами и парками. Так появились парк Шантийи (1663-84, владение герцогов Конде) и Шуази (1693, владение герцогини Монпансье), Сен-Клу (1658, владение брата короля), Со (1670-1683, владение министра финансов Кольбера) и Медон (1680, владение военного министра Лувуа). Последней работой Ленотра стал королевский парк Марли (1692 г.).

 

В 1657 г. Ленотр получил должность генерального контролера строений, что значительно расширило его обязанности. Успехи его были отмечены двумя орденами (Св. Михаила и Св. Лазаря) и потомственным дворянством. На гербе новоявленного дворянина гордо красовался кочан капусты и три улитки.

 

Со временем Людовик XIV стал ревнив, его стала раздражать работа Ленотра для заказчиков, среди которых были и иностранные. В 1693 г. Ленотр отошел от дел и отказался от должности, ссылаясь на возраст, дабы не ссориться с королем.

 

С годами он накапливал опыт и совершенствовал свое мастерство. Парк Со (Sceauх) стал одной из наиболее ярких его работ.

 

В 1670 г. министр финансов Людовика XIV Кольбер приобрел имение Со, находившееся на середине пути из Парижа в Версаль. Разбить парк в новом имении он поручил Ленотру, который был уже зрелым сложившимся мастером со своими приемами и багажом решений. Ленотр блестяще справился с поставленной задачей. Знакомясь в его творением в настоящее время, мы попробуем проследить за осуществлением основных этапов строительства классического сада на примере Со.

 

В основе всех планов Ленотра лежат разработанные им принципы проектирования классического регулярного сада:

  • подчинение деталей целому, четкий геометрический план, основанный на осевой структуре, с учетом рельефа местности и ориентации объектов по сторонам света;
  • пропорциональность, строго выдержанная композиция и иерархия главного и второстепенного. Главным элементом является большое открытое пространство, структура которого намечена постоянными элементами – лестницами, аллеями, балюстрадами и т.п.;
  • главенствующее положение дома на возвышенном месте, где он хорошо просматривается;
  • применение длинных и широких перспектив, проработка открытых и закрытых перспектив с учетом оптического восприятия;
  • строго геометрическая структура парка: все боскеты, водоемы, клумбы и пр. структурные элементы должны иметь геометрическую форму – круга, многогранника, овала и пр.;
  • использование в качестве декоративных элементов, подчеркивающих структуру парка, малых архитектурных форм (невысоких лестниц с широкими ступенями и парапетами, зеркальных водоемов без текущей воды, скульптуры), растений (топиари, растений в грунте, кадках  и горшках), а также трельяжных конструкций для растений.

Создание парков требовало привлечения множества специалистов разного профиля: инженеров, архитекторов, гидравликов, скульпторов, художников, садовников, флористов и др., не считая огромного числа рабочих. Чтобы сформулировать задачи и принять выполненные работы, Ленотру необходимо было владеть основами всех используемых специальностей, а также недюжинными организаторскими и дипломатическими способностями для согласования работ с заказчиком и руководства огромным числом людей. Известно, что на строительстве дворца и парка Версаля в 1685 г. он ежедневно руководил 36 тысячами рабочих.

 

Планирование сада Ленотр начинал с анализа рельефа местности и учета водных ресурсов, что позволяло снизить трудозатраты на перемещение грунта при строительстве террас, партеров, амфитеатров, каналов и бассейнов. Ступени террас обязательно укрепляли каменной подпорной стенкой или наклонным земельным скатом.

 

Все перепады высот использовали для устройства системы водоснабжения усадьбы, обеспечивающей как хозяйственные нужды (кухню, хозяйственные дворы, прачечную, конюшню и т.п.), так и полив насаждений, наполнение бассейнов и работу фонтанов. Вода должна была жить и двигаться. В Со канал был проложен по руслу реки, а бассейн Октагон возник на месте старого пруда в заболоченной низине.

 

Чтобы обеспечить выброс воды фонтанами на определенную высоту в случае недостаточного перепада высот на местности, воду поднимали на требуемый уровень, используя для этого турбинное колесо, ветряные мельницы и др. способы. Примером технических достижений того времени может служить  «машина Марли», которую построили для обеспечения Версаля водой. Значительный перепад высот и наличие двух небольших речек, протекающих по территории усадьбы Со, сделали возможным работу всех фонтанов и обеспечение всех хозяйственных нужд без дополнительных технических ухищрений.

 

Прокладка двух планировочных осей

 

После всестороннего анализа рельефа местности можно было  переходить к проектированию планировочных осей.

 

 

Точкой отсчета при планировании сада был дворец. Он должен был быть виден из любой точки расстилающихся у его подножия партеров. Деревья рядом с домом не высаживали, дабы не загораживать его. Основная планировочная ось (1) должна была проходить через главные ворота усадьбы, пересекать дворец перпендикулярно парковому фасаду здания и уходить через открытое пространство партеров к горизонту. В Со она ориентирована с востока на запад, чтобы обеспечить максимальную освещенность партеров, и организует пространство парадного въезда, подъездной аллеи, дворца и партеров, открывающихся взору гостей из окон дворца. Аллея главной оси называется ныне Аллеей Славы.

 

 

Вторая планировочная ось парка Со длиной более километра проходит с севера на юг, перпендикулярно главной оси и параллельно фасаду замка. Сейчас она называется Аллеей Герцогини. Ось (2) начинается бассейном возле Менажереи и заканчивается Большим Каскадом, спускающимся к бассейну Октагон.

 

 

Восьмиугольный бассейн был построен в 1670-75 гг. на месте старого пруда. Крутой спуск от замка к бассейну Ленотр преобразовал в каскад, который ступенями спускается с высоты и впадает в Октагон, обеспечивая подъем струи фонтана Гранд Буйон на 20 м. 


 

Разница высот между уровнем пруда и замка составляет 23 м. На основании закона сообщающихся сосудов, высота струи фонтана может подниматься до уровня, с которого она стекает. За счет потерь на трение, высота подъема воды несколько снижается. Чтобы струи фонтана были разной высоты, обеспечивали подачу воды из источников, расположенных на соответствующей высоте. Разнообразную форму фонтанов – в виде тюльпана, шара, веера, канделябра, букета и пр.- получали с помощью гидроплазии – технологии формирования струй извергаемой воды за счет давления воды и формы насадки.

 

Прокладывая планировочные оси и аллеи, Ленотр продумывал весь визуальный ряд, который откроется зрителю на прогулке. Впечатления должны быть разнообразными и яркими, поэтому каждый маршрут прорабатывали как смену декораций в театре. Каждому элементу отводилось свое место в гармоничной картине общего пейзажа.

 

Сад рассматривали как продолжение залов дворца. В парковом строительстве даже использовали архитектурные термины. Здесь создавали анфилады из боскетов, коридоры из аллей, с зеркалами бассейнов и лестницами водных каскадов. В отличие от стабильной архитектуры замка, где можно было поменять лишь интерьер, структура парка развивалась и изменялась со временем в соответствии со сменой желаний хозяев. Некоторые площадки строились как театральные сцены с готовыми декорациями из окружающего пейзажа, но чаще приспосабливали площадку имеющегося боскета для театральных представлений на время праздника. В таких случаях нередко меняли все, начиная с рельефа и гидротехнических сооружений до насаждений и оформления.

 

Создавая ряд пейзажей, рассматриваемых гостем, Ленотр подбирал для них «достойные рамы». Используя эффект ракурса, он дополнял вид элементами, выделяющими и окантовывающими живую картину с пейзажем. Нижней рамкой картин часто служили балюстрады лестниц и подчеркивающие их продольные линии  - газоны, ступени и т.п. Вертикальными рамками могли служить стены боскетов, грань стриженой зелени, садовые арки, перголы и шпалеры.

 

В классических садах принято упорядоченное размещение партеров: возле дворца находятся наиболее яркие и сложные из них – цветочные, бродери, их должно быть хорошо видно из окон  верхних этажей. По мере удаления от дома рисунки партеров упрощаются и укрупняются, чтобы их можно было увидеть издалека. Цветы и виньетки заменяют газоном, который часто дополняют бассейнами и фонтанами. Зеркальные бассейны располагают так, чтобы отражение увеличивало высоту окружающих деревьев и построек. Гроты, присутствовавшие во всех парках XVII-XVIII вв., символизируют жилища лесных и водных богов и служат переходным элементом от регулярного сада к лесным парковым посадкам. В Со ясно просматривается упорядоченность размещения партеров. Парковый фасад дворца открывает вид на террасы с разнообразными партерами, уходящими к горизонту с огромным зеленеющим ковром газона.

 

 

Короткие перспективы зрительно «удлиняли» за счет сужения аллей и высадки или стрижки растений, уменьшавшихся в размере по мере удаления, что создавало впечатление большего пространства. Скульптуру использовали для обозначения открытых и закрытых перспектив, пересечения аллей, а в фонтанах и гротах - для подачи воды в нужную точку. 


 

Павильон Авроры, Малый замок и Конюшни относятся к старейшим постройкам усадьбы. Павильон Авроры, построенный в 1670-е гг. для размещения коллекции картин Кольбера,  находится в северо-восточной части парка. Это единственное здание усадьбы,  дошедшее до нас без изменений, представляет собой прямоугольный павильон с ротондой в центре. Открывающийся из окон павильона вид подчеркнут рамкой лестничной балюстрады.

 

 

Малый замок, расположенный в западной части парка, был построен в 1661 г. и служил гостевой резиденцией. Эта часть парка отличается сейчас редким разнообразием хвойных растений. Здесь растут кедры, секвойи, кипарисы. Хвойный участок соседствует с фруктовым садом. Оформление пространства около малых павильонов усадьбы подчиняется общим принципам, разве что масштаб прилегающих партеров уменьшается соответственно размеру здания.

 

 

Здания Конюшен расположены справа от главных усадебных ворот в начале главной планировочной оси. Здесь проходят временные выставки, работает небольшой магазин с сувенирами и книгами.

 

Расширение парка Со

 

Унаследовав имение Со в 1683 г., старший сын Кольбера – министр военно-морского флота маркиз де Сеньеле (1651-1690) - расширил его за счет покупки соседних участков земли. Площадь парка составляла 100 га, Сеньеле увеличил ее до 225 га.

 

По просьбе маркиза Ленотр произвел перепланировку территории всей усадьбы, включая ранее обустроенную часть.

 

На окончательно сформированном плане мы видим четыре оси, образующих при пересечении прямоугольник с далеко уходящими за его стороны осями (См. выше План расширенной усадьбы Со). К двум имевшимся добавилась третья ось, перпендикулярная главной планировочной оси, основным элементом которой стал Большой Канал. Последняя четвертая ось проходит параллельно главной оси в значительном отдалении от нее через бассейн Октагон, центральное расширение Большого Канала и зеленый партер Шатене. Дворец занял место в северо-восточном углу прямоугольника.

 

Такое размещение осей было продиктовано рельефом местности. Русло реки в глубокой лощине было выпрямлено и преобразовано в Большой Канал длиной 1140 м. В ходе работ две речки были забраны в трубы и отведены к Шатене, дельта дренирована и засажена 10 рядами вязов, которые позднее были заменены итальянскими тополями. В 1995 г. тополя, росшие вдоль канала, начали заменять в связи с их старением, а декабрьский ураган 1999 г. сломал большинство из них. 


 

В 1686 г. по проекту королевского архитектора Мансара в северо-восточной части усадьбы, слева от главных ворот была построена Оранжерея. Несмотря на свое название, это обширное помещение было предназначено, в первую очередь, для размещения художественной коллекции маркиза Сеньеле и приемов гостей, и лишь во вторую - для содержания теплолюбивых растений  и зимней их передержки. Как и положено Оранжерее, южный фасад здания украшен высокими арочными окнами, обеспечивающими максимум освещения.


 

Окна Оранжереи сейчас  выходят на небольшой розарий, окантованный по периметру перголами с плетистыми розами, и цветочный партер дивной красоты, воссозданный руками современных мастеров.


 

Во время франко-прусской войны 1870-71 гг. восточное крыло и два смежных пролета здания были повреждены и обрушились, в результате была утрачена симметрия здания, а заодно и половина его площадей. Сейчас здесь экспонируют подлинники статуй, некогда украшавших парк, а также проводят концерты и конференции.

 

Ленотр переработал все партеры перед дворцом. Они были продолжены огромным зеленым ковром, раскинувшимся на вновь присоединенных землях. Была увеличена площадь регулярного сада и лесопосадок с вписанными в них лужайками. Строительство парка, начатое Кольбером в 1671 г., завершилось через 20 лет, когда было закончено строительство Большого Канала.

 

После завершения строительных работ переходят к оформлению территории парка.  Парк – это живая экосистема, в которой растения подвержены смене времен года, собственному вегетативному циклу и просто старению. Поскольку заказчик всегда рассчитывает получить в результате строительства уже готовый парк с тенистыми аллеями, цветочными партерами, декоративной яркой зеленью, то Ленотру, знавшему, что расцвета его детище достигнет через несколько лет, приходилось создавать первое впечатление о парке за счет малых архитектурных форм: лестниц, бассейнов, скульптур и пр.

 

Чтобы обозначить будущую аллею, создать структуру рядов или границу боскетов, часть растений высаживали уже большими. Приживались из них очень немногие, увядшие подлежали немедленной замене. Такие посадки обязательно дублировали молодыми растениями, которые подрастали не в самых лучших условиях, затеняемые большими соседями, которых они и заменяли впоследствии. Плодородие почвы при планировании сада роли не играло. Глубину плодородного слоя определяли, копая ямы и внимательно осматривая растения, растущие на данной местности. Отсутствие благоприятных условий сказывалось на приживаемости и росте насаждений.

 

Из деревьев чаще всего использовали для посадок вязы, липы, буки, тисы и грабы из окрестных лесов, акации и каштаны, привезенные из Турции. Аллеи аккуратно подстригали, тщательно выравнивая вертикаль вдоль аллеи и верхушки деревьев по высоте.

 

Учитывая оптическое искажение объекта за счет перспективы, Ленотр компенсировал  его изменением размера. Например, чтобы издалека терраса выглядела квадратной, она должна иметь форму трапеции. Эффект перспективы был использован Ленотром в Со, где параллельные аллеи большого зеленого ковра на главной оси издалека обретают вид колокола.


 

Кроме того, Ленотр использовал эффект ракурса (вспомните фотографии, где на ладошке снимаемого стоит памятник, находящийся далеко позади) при «монтировании» своих живых картин. При необходимости он компенсировал эффект ракурса с помощью пропорционального удлинения фигур дальнего плана. Использовал он и явление анаморфоза, когда виньетки рисунка партера с определенной точки обзора складывались в герб, символ или монограмму хозяина.

 

Ленотр не любил цветочных партеров, требующих огромных затрат и тщательного ухода. Ковры цветочных партеров и партеров бродери устилали «парадные залы» сада возле дворца, стены боскетов формировали из стриженых деревьев, высоких кустарников или растений, оплетающих деревянные решетки стенок. Белый мрамор скульптур плавно переходил из залов дворца в партеры, смешиваясь с зеленой скульптурой топиаров. Игра света и воды подчеркивала роскошь парка.

 

 

В XVII-XVIII вв. во Франции не было большого количества декоративных цветов. Ассортимент их был скуден, а их цветовая гамма – не яркой (розовой, желтой, белой и фиолетовой). Цветы обычно доставляли из Прованса. Например, для украшения Версаля в 1686 г. было использовано 20050 луковиц желтых нарциссов, 23000 цикламенов и 1700 лилий. Большим сортовым разнообразием отличались только тюльпаны, которые закупали в Голландии. Цветы высаживали в горшки, из которых легко собирали новые рисунки цветочного партера под окнами дворца. Так, рисунки цветочных партеров обновляли в Версале ежедневно, а во время праздников - несколько раз в день. Кроме того, горшечное содержание позволяло быстро заменить увянувшее растение.

 

К середине XVIII в. французам стали доступны растения, привозимые из дальних экспедиций. Во время правления Людовика XV, увлекавшегося ботаникой, в моду вошло коллекционирование редких растений, для которых стали строить оранжереи. Редкими растениями (такими как анемоны, гвоздики, обычные и желтые нарциссы,  примулы, розы Эглантин, лавровишни, наперстянки и др.) обменивались. Экзотические растения (тутовые, мастиковые и апельсиновые деревья, олеандры, падубы, калину вечнозеленую и др.) акклиматизировали или убирали на зиму кадки с ними в оранжереи. Вечнозеленые растения - столь ценимые Ленотром сосны, ели, тисы, вечнозеленые дубы - использовали для обозначения границ и углов планировочных элементов сада, что позволяло сохранить структуру парка видимой в зимний сезон.

 

Стремительное развитие при Ленотре получили топиарное и трельяжное искусство, которые позволяли придать растениям нестандартную форму. Он разработал образцы топиарной стрижки  специально для парков Версаля. Играя роль зеленых скульптур, они оставались органичной частью природы.

 

 

История Со с конца XVII в. до наших дней

 

В 1699 г. замок переходит к герцогу Мэнскому, внебрачному сыну Людовика XIV,  в это время в северной части парка строится павильон-зверинец (он не сохранился до наших дней). В первые десятилетия XVIII в. салон герцогини Мэнской был особенно популярен, среди ее гостей был и молодой Вольтер. Здесь устраивали многодневные празднества с участием лучших музыкантов, постановкой балетов и опер.

 

В годы революции  (1793 г.) имение было конфисковано, в нем разместили сельскохозяйственную школу. Великолепные партеры и террасы Ленотра использовали в качестве сельскохозяйственных угодий, в результате чего наследие Ленотра было практически превращено в поля. Часть скульптур, украшавших парк, была вывезена в музей Французских памятников. Изящный скульптурный декор каскада был разрушен.

 

В 1798 г. имение приобрел виноторговец Лекомт, который в 1803 г. разобрал обветшавший замок и распродал его на стройматериалы.

 

В 1828 г. имение переходит в собственность герцога Тревизского – наполеоновского маршала Мортье – женившегося на дочери Лекомта. В 1856-62 гг. хозяева строят новый замок в стиле Людовика XIII, меньший по размеру, чем предыдущий, и восстанавливают парк согласно проекту Ленотра. В середине XIX в. в Со строится железнодорожная станция, после чего городок быстро растет.

 

Во время франко-прусской войны эта территория была оккупирована пруссаками.

 

В 1923г. имение Со приобрел Департамент Сены. С 1928 г. начаты восстановительные работы под руководством известного архитектора Леона Азема. Воссозданный в стиле модерн каскад утратил свою легкость, характерную для барочных композиций Ленотра. Верхнюю ступень Каскада украсили маскароны работы Родена, выполненные для дворца Трокадеро. Он стал тяжеловесным и угловатым.

 

 

Полная реконструкция парка была завершена в 1970-х гг.

 

В 1937 г. в Со основан архитектурно-ландшафтный заповедник. 

 

 

В замке разместился музей Иль-де-Франса, здесь экспонируется живопись и графика с видами резиденций Иль-де-Франса, а также освещается история самого Со.

 

Сейчас площадь парка составляет 181 га - часть земель была отдана городу под застройку, чтобы возместить затраты на реконструкцию.

 

Парк Со является не только территорией музейного комплекса, но и бесплатной городской зоной отдыха. В нем выделена площадь для занятий различными видами спорта: футбола, тенниса, волейбола, петанка, бадминтона, регби, велосипедных и пеших прогулок. Разрешено устраивать пикники и ловить рыбу в канале, взяв напрокат удочки.

 

Со не так параден и известен, как Версаль. Но у него много собственных достоинств! Здесь без суеты и спешки  можно ощутить пропорции, ритм и симметрию грандиозного плана Ленотра, почувствовать атмосферу покоя, красоты и любви, подаренную этому парку зрелым мастерством  создателя и нашими современниками. Да и просто бесплатно отдохнуть по своему вкусу недалеко от Парижа.

 

Фото автора

 


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет