закрытьX

Замечательный сад Жака Превера

Рубрика: Статьи раздела

Автор: Сергей Карепанов

Жак Превер (Jacques Prevert) (1900-1977) родился на рубеже веков в пригороде Парижа. Он не любил три вещи: школу, военных и кюре. Поэт написал много стихов, как детских, так и грустных, меланхолических. Многие из них  переведены на русский  язык еще в хрущевскую оттепель. Он сочинил много песен, самая известная  “Les feuilles mortes”  («Мертвые листья…»). Это пронзительный в своей легкой грусти и меланхолии рассказ об ушедшей любви. Песня была очень популярной в уже далекие романтические 50-60-е года прошлого века, когда ее пели и перепевали на свой лад  популярные певцы, а также насвистывала вся Франция. Но самое выдающееся творение Жака Превера – это  фильм «Дети райка», снятый по его сценарию. Этот фильм был признан мировым жюри из 600 специалистов лучшим фильмом 20 века и специальным решением ЮНЕСКО в числе еще трех лент объявлен мировым достоянием культуры.

 

Превер и поэзия, Превер и кино, Превер и шансон… Эти темы уже стали банальными. Мне бы хотелось коснуться другой, не менее значимой  страницы жизни этого выдающегося француза - Жак Превер и его сад.

 

Сад Жака Превера расположен в местечке Saint Germain-des-Vaux рядом с городком Port-Racine на мысе Аг (Cap de la Hague), что на запад от Шербура. Жак впервые побывал здесь  в 30-х годах двадцатого века и сразу же влюбился в удивительную, хотя и довольно простую здешнюю природу. Его друг, знаменитый кинорежиссер Александр Траунер,  купил недалеко дом, а потом перетащил сюда и Жака. Это было, со слов поэта «его последнее убежище…».

 

Сад с 2004 года носит почетное звание «Замечательный сад», которое присваивается Министерством культуры Франции самым лучшим садам страны.

В саду много деревьев и редких кустарников, посаженных его многочисленными друзьями, такими как певец Ив Монтан, художник Пикассо, певица Джульетта Греко, актриса и балерина Урсула Виан и др.

 

Чтобы  понять тот сад поэта, где растут настоящие цветы, деревья и кусты, безусловно надо сначала постараться понять сад слов, фраз и стихов этого поэта. Да-да! Именно так - сад стихов. Потому что Жак Превер был искусным мастером слова и смысловых ньюансов, он выпестовывал, выращивал новые фразы и вставлял их позже в свои произведения, словно садовник, который выращивает любимые растения и высаживает их впоследствии на клумбы. Превер рассказывал, почему он не расставляет знаки препинания в своих стихах, не рифмует их: «… я выливаю груду слов о том, о чем хочу сказать, что наболело на душе. Каждый решает сам, как все это следует читать и произносить».

 

Так и его сад, он слегка сумбурный, выбивающийся из ландшафтных стандартов, так как в нем нет привычных решений. Идущий по саду, по тропинке, его пронизывающей насквозь, начинает задумываться…Сад одной тропинки, сад - словно один длинный стих поэта… Идешь по нему и читаешь, хотел написать читаешь мысли поэта-садовника…но нет, сад Жака каждый воспринимает по-своему. И еще в этот сад можно войти с любого места, и вы все равно почувствуете его прелесть и оцените красоту… Как и его стихи.  Жак писал, как говорил, поэтому его стихи такие красивые и правдивые. И его сад  естественен в своей простоте и открытости. По глубокой лощине протекает светлая прохладная речушка, проложена дорожка. Такое ощущение, что все встречающиеся в саду растения  росли тут всегда, так гармонично они вписаны в окружающий природный ландшафт. Здесь нет нарочито помпезного дома, жилой дом Жака находится вообще в полукилометре вверх по склону. Вы увидите только небольшой домик с открытой верандой. В это место нет подъезда на авто, стоянка находится в нескольких сотнях метрах. Посетители приходят пешком и со слов смотрителя сада и одновременно садовника Жерара Фусберти (Gerard Fusberti) «Сад открыт всегда для тех, кто стремится сюда». Жерар Фусберти  был закадычным другом Превера, последние 20 лет жизни поэта они практически не расставались. Жерар рассказал мне, как создавался  сад. Оказывается, Жак очень любил гулять по этой лощине, вдоль ручья. Он вообще считал, что сад должен быть там, где он создан природой, а не там где его решил разбить человек. Садовник должен только поправить кое-что в растениях, обустроить места для встречи друзей, организовать тропинки для прогулки в любое время года. Жак Превер очень любил крупные раскидистые растения, а гигантские гуннеры считал магическими растениями. Это растение его просто завораживало. Еще он обожал подсолнечники, как он любил  говорить «подсолнечники Ван Гога», а не Helianthus  annuus, как бы сказал продвинутый цветовод-садовник.

 

Поляна, находящаяся посередине сада рядом с разрушенной мельницей 18 века, была излюбленными местом для пикников. Поэт был большой любитель дружных компаний, хорошего вина и вкусной еды. «Обедайте на траве, спешите! Рано или поздно она сама съест вас», - любил повторять Жак. Интересная сценка случилась по этому поводу в конце моего посещения. Я уже раскланивался и делал последние снимки  Жерара, когда он подозвал меня к уединенному местечку на берегу ручья и сказал: «Смотри, вот что любил пить Жак!» Внизу был небольшой источник, и вода в нем казалась розовой. По наивности, я даже подумал сначала, что это родник, из которого бьет вино. Но оказалось, что на дне лежат бутылки с розовым вином, и что здесь просто идеальная температура для этого напитка - ровно 14 градусов, и именно поэтому здесь у Жака был своеобразный винный погреб. На открытой летней террасе была тут же откупорена бутылка, накрыт стол. В ответ на мои слова, что я пью чай, так как за рулем, я увидел такой ироничный взгляд истинного француза, которым они одаривают разве что «бигмаки».

 

«Любовь - это вишневое дерево, жизнь - ее ягода, а смерть - косточка»

Побывав в саду Жака Преве, сам становишься поэтом… пусть и хотя бы чуть-чуть…

«Листья начинают умирать на ветвях, они желтеют, усыхают…но из последних сил, пока есть еще зеленый, молодой задор, они срываются в свой последний  отчаянный  полет в неизведанное…Они кружатся в прозрачной осенней прохладе  воздуха, переворачиваясь в струях, словно подставляя свои бока  последним в своей жизни лучам солнца…они падают на землю и умирают окончательно».

 

Постараемся представить, как поэт бы мог рассказывать о своем саде посетителю. Мы не погрешим против истины, потому что по всему саду можно встретить тут и там таблички с цитатами из его стихов о растениях, цветах, птицах и животных. Встречаются дощечки и с названиями подаренных Преверу растений с именами дарителей. Итак,

Если бруннера сама по себе,

то гуннера - от друга Траунера.

Углубляемся в сад по извилистой тропинке и вдоль ручья выходим к залитой солнцем поляне.

За  ручьем ива, поляна

За  мостом сосна Ива Монтана. 

Справа леса склон, дерен,

терракотового цвета вазон, 

Игоря Устинова лизихитон,

который точно в тон

поросшему меконопсисом склону

и желтому дерену.

Перефразируем известное стихотворение Жака Превера «Как поймать птицу…» и получим его ироничный  совет, как сделать красивый сад:

Надо изобразить скамью

И посадить на нее семью.

Затем нарисовать дом и солнце

И распахнуть в доме оконце.

За тем оконцем солнечный лучик,

Словно волшебный ключик…

 

и так далее пока не расцветут на клумбе цветы.

 

Вот впечатления, навеянные залитой солнцем поляной  вокруг старой мельницы:

Алая пеларгония, которая…

Вазон в котором и который…

Каменный проём перед которым…

Подстриженная лужайка и красная скамейка

Вот вам и от Жака Превера ландшафтная идейка!

 

Перед домом Превера разбит небольшой палисадник с яблонями и охапками крупной белой  ромашки-нивяника. Бросаются в глаза огромные кусты нормандской сине-голубой  гортензии, которая так обильно может благоухать почти все лето только по французским берегам Ламанша. Простенькие металлические стулья расставлены по лужайке. Белого цвета деревянные ставни создают полутень в небольшом двухэтажном доме. Все стены строения увиты плетистыми розами, клематисами и плющем. Рабочий кабинет Жака Превера - это огромная мансарда под крышей на весь план дома, деревянный пол из грубых досок, видны стропила под потолком, большой камин и огромный стол, заваленный  коллажами, картинами и книгами.

 

...Японский гладиолус пламенеет на берегу ручья, отражаясь в прохладных его водах, спешащих к океану, уносящих  с собой капли утренней росы и мертвые листья. Но только огненные блики цветов невозможно унести, так же как и память о поэте смыть с тропинок этого сада.

Фото Сергея Карепанова


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет