закрытьX

Современные городские парки Китая

Рубрика: Статьи раздела

Автор: Е. Голосова
Китайские сады и парки были известны задолго до наступления христианской эры. В трудах древних китайских философов (IV–III вв. дон. э.) можно найти научно обоснованные теории, следуя которым, садовники создавали удивительные по красоте и смысловому наполнению сады и парки и учили видеть, осознавать и почитать красоту природных ландшафтов.

 

По своему функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая можно подразделить на семь основных категорий:

  • императорские сады и парки;
  • парки императорских погребальных комплексов;
  • условно благоустроенные ландшафты;
  • парки на основе природных ландшафтов;
  • сады и парки храмов и святилищ;
  • сады и парки жилых резиденций;
  • городские сады и парки.

После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. императорских садов и парков, в том числе погребальных, уже не строили. Некоторые крупные парки древних храмов, таких как Храм Неба и Храм Земли в Пекине, стали, по сути, местами общественных гуляний и по функциям перешли в разряд городских объектов. Однако они бережно охраняются так же как императорские, реставрируются и в полной мере сохранили свою первоначальную планировочную структуру.

 

В этой статье речь пойдет о тех объектах, которые были созданы в разных городах уже в КНР. Многие из них демонстрируют приверженность современных китайских специалистов к традиционным методами приемам, разработанным в прошедшие эпохи. В других же мы видим тесную связь древних традиций с требованиями современной жизни. Есть решения, в которых процессы глобализации зашли настолько далеко, что угадать их принадлежность к древней азиатской культуре почти невозможно.

 

Планировка современных городских садов и парков подразумевает большую рекреационную нагрузку. Элементы осевой планировки, свойственные императорским и храмовым паркам, отмечаются только в тех случаях, когда объекты идейно связаны с историческими периодами, которые они демонстрируют. В остальных случаях планировка свободная, территории имеют, как правило, несколько равноценных входов, подчиненных общей градостроительной ситуации.

 

 

Лучшей демонстрацией связи разных эпох и видов искусств являются два парка с одинаковыми названиями «Дагуаньюань» («Парк Большого Вида»). Они были построены в Пекине и Шанхае как своеобразная иллюстрация к самому популярному произведению классической китайской литературы «Сон в Красном Тереме» (XVIII в).

 

Автор романа известен по своему второму имени Цао Сюэцинь (из знатного и очень богатого рода Цао). Получив прекрасное образование, он стал талантливым художником и стихотворцем. В середине ХVIII в., переселившись в горную деревню недалеко от Пекина, он написал свой всемирно известный ныне роман, который считается автобиографичным.

 

В нем описывается жизнь двух ветвей аристократической китайской семьи, где за завесой беззаботных праздников, роскоши и безделья скрыты произвол старших и богатых, обманы, лицемерие и трагедии. Это книга о возвышенной любви с грустным финалом, когда обманутая невеста умирает, а жених постригается в буддийские монахи. Падение знатного рода в романе «Сон в Красном Тереме» - это расплата за грехи и роскошную жизнь за чужой счет.

 

Для точного воссоздания ландшафта, описанного автором, были привлечены литературоведы, историки, архитекторы и эксперты в области садового искусства. В результате были выстроены павильоны, сформированы пейзажные картины, холмы, водоемы, подобраны растения, элементы садового декора, соответствующие страницам книги.

 

Парки Дагуаньюань в Пекине и Шанхае имеют разную площадь и планировку. Пекинский демонстрирует художественные приемы садов северного типа, а шанхайский – южного. Это отражено и в архитектуре павильонов, и в подборе растений. Парки строили практически одновременно две группы исследователей и проектировщиков, что вылилось в любопытный эксперимент, подтверждающий уникальность садовых произведений и их зависимость от садоводческих традиций местности.

 

«Парк Большого Вида» в Пекине расположен на берегу городского канала в юго-западной части города. Во времена цинской династии эти земли использовались как императорский огород. Сад имеет площадь 12,5 га, из них 0,8 га приходится на постройки, а 2,4 га занимают водоемы. Ландшафт включает 12 главных и 40 второстепенных пейзажных картин. Строительство заняло три года (1984-1987).

 

«Парк Большого Вида» в Шанхае занимает 80 га, площадь всех архитектурных сооружений составляет 0,8 га. Участок условно разделен на две части – восточную и западную. В восточной представлена деревенская культура малых народностей, проживающих в окрестностях Шанхая.

 

Среди объектов здесь можно выделить Сад Цветущей Сливы и Сад Османтуса. В западной части парка растут древние и редкие для этих мест растения. Постройки с белыми стенами и красными колоннами представляют собой смесь стилей императорских парков и садов нижнего течения реки Янцзы. Парк открыт с 1984 г. и считается в Китае лучшим образцом сада, созданного по литературному произведению.

 

 

«Парк Века» – крупнейший городской экологический парк в Шанхае (более 140 га), созданный как символ перехода от XX к XXI в. Этот современный объект сочетает в себе как традиционные элементы восточного и западного садоводства, так и новые приемы обустройства зеленых территорий. Главная идея: продемонстрировать гармонию природы и современного человека. Здесь преобладают водные, луговые и лесные ландшафты (все искусственные), есть зоны аттракционов, предусмотрено катание на велосипедах и лодках, ловля рыбы.

 

Новый городской парк Шанхая построен в начале XXI в. между крупными транспортными магистралями в сложившейся части города. Он также сочетает в себе приемы китайского и европейского садового дизайна. Разветвленная сеть дорог равномерно распределена вокруг центрального водоема. Форма парка треугольная, ограничена магистралями, с каждой из сторон расположен вход. Большие площади покрыты газонами, входные группы обильно украшены цветниками.

 

В парке много гротескной парковой скульптуры. На полянах можно встретить гигантские фигуры лошади, утки, чайки, собаки, скамью в виде выпрыгнувшего из воды дельфина, европейского вида бронзового игрока в бадминтон, миниатюрных девушек-спортсменок, шаолиньских монахов (почему-то в синих кимоно) и множество других неожиданных персонажей, попавших в парк то ли из снов скульпторов, то ли с картин Иеронима Босха. Подобные композиции пользуются огромной популярностью у посетителей. Неподалеку, в контрасте с садовыми нововведениями, на берегу водоема растут традиционные плакучие ивы, видны изящно выгнутые мосты, ручей с каменистыми берегами, вытекающий из зарослей бамбука. Повсеместно можно видеть хорошо проработанные, контрастные по форме и цвету пейзажные группы. Не смотря на европейско-азиатский гротеск, этот новый парк по своей сути все равно остается китайским – с обширным водоемом в центре и большим разнообразием растений, характерных для флоры бассейна реки Янцзы.

 

Парк «Люхуаху» расположенный в центре Гуанчжоу, столицы южной провинции Гуандун, представляет собой тонкую линию насаждений и дорогу вдоль извилистых берегов озера. С нее открываются меняющиеся пейзажные картины. Вот вид на старую рыбацкую лодку с развешенными сетями и бронзовыми птицами, украшающими нос и корму. Вот среди магнолий обозначился контур маленькой водяной мельницы, стоящей на берегу миниатюрного водоема, заросшего тростником и лотосами. Немногочисленные павильоны очень органично вписаны в ландшафт. Не смотря на ограниченность территории, в парке есть и внутренние разделительные стены, и водопады. Но его главное достоинство - обширные коллекции миниатюрных деревьев пэньцзин в декоративных контейнерах (предшественники японских бонсаи). Они располагаются на террасах около воды, на площадках и в павильонах, иногда - на солнечных лужайках на фоне зеленой травы. В состав этих миниатюрных садов парка «Люхуаху» входит и так называемый «бонсай камня» - очень популярного в Китае искусства.

 

Еще один крупный парк Гуанчжоу «Юньтай» раскинулся на южном склоне живописного холма Байюнь. Его площадь 12 га. Здесь соединились архитектурные приемы Китая и европейская планировка с садовым декором, а также собраны растения из разных географических зон земного шара. Пейзажи демонстрируют гармоничное сочетание древней и современной культуры и дают представление об архитектурном стиле линнань, характерном для Гуанчжоу. При движении по парку быстро меняются различные пейзажные картины: водопады и фонтаны сочетаются с ярким цветочным оформлением по берегам водоема и протокам. Субтропические и тропические растения собраны в экспозициях большой оранжереи. Традиционные китайские композиции из камней, а также копии древней деревянной и каменной скульптуры разных народов мира символизируют развитие цивилизации от древних времен до наших дней. Среди них можно видеть и каменные шары, обозначающие у многих народов мира Солнце, и 12 скульптур животных, составляющих традиционный китайский календарь. Яркая гамма розария прекрасно сочетается с элегантными элементами римской архитектуры. Садик Цюйхуа с богато украшенным зданием источает аромат душистых экзотических растений, собранных со всего мира. Сад Дружбы занимает значительную площадь и призван продемонстрировать приемы садоводства в городах-побратимах Гуанчжоу в США, Канаде, Японии и Германии. В парке используется слишком много формованных растений, что делает его несколько искусственным. «Юньтай» был построен и открыт для публики в 1995 г.

 

Этнопарк «Национальные деревни Юньнаня» построен в конце ХХ в. на окраине города Куньмина, на берегу озера Дяньчи. На площади 80 га демонстрируются жизнь, быт и традиционные ландшафты 26 народностей, живущих в Юньнане. В состав парка включены обособленные природные пейзажи с обширными водными пространствами, мостами, участками естественного леса. Экспозиции представлены отдельными домами, дворами и небольшими деревнями. Кроме архитектурных элементов в них включены традиционные орудия труда (сельскохозяйственные приспособления, ткацкие станки, печи для обжига керамики и др.), а также изделия народных промыслов, костюмы и даже фольклор.

 

Парк «Хэхуачи» (Лотосовый Пруд) построен в 90-х гг. на основе водоема, через который проходит один из городских каналов древнего города Янчжоу.Водные поверхности занимают здесь более двух третей всей площади. Объект расположен в центре города, непосредственно к берегам примыкают кварталы городской застройки, и он активно используется как место отдыха населения. Парк украшают разнообразные мосты (каменные горбатые и зигзагообразные деревянные), а также традиционные китайские павильоны и беседки с видом на воду, из которых летом можно любоваться цветущими лотосами. Здесь много замощенных площадей для многочисленной публики. Основу насаждений составляют ивы и тополя, молодые кедры, сосны, саговники в кадках, есть большие куртины бамбука. Много цветущих деревьев и кустарников: сливы, камелии, рододендроны, форзиции. Камни из низовий реки Янцзы широко использованы в композициях или как самостоятельная садовая скульптура. Одна из достопримечательностей парка - живущая там большая стая белых голубей, придающих особый колорит всему пространству.

 

Парк «Дунхай» находится на северной набережной г. Даляня, в провинции Ляонин. Далянь – процветающий красивый город, расположившийся на южном уступе Ляодунского полуострова и омываемый водами Желтого моря и Бохайского залива. В нашей истории он известен как русский порт Дальний, получивший свое название от бухты Да-лянь-ван. В 1999 г. город отметил свое столетие. В честь юбилея на самой большой площади Китая - площади Звезды - был сооружен монумент: на набережной, на фоне моря, развернула свои страницы гигантская книга, к ее центру ведет бронзовая тропа с сотнями отпечатков босых ног. В начале тропы можно увидеть табличку на китайском, японском и английском языках, что монумент воздвигнут к столетию города. На русском языке – ни слова!

 

«Дунхай» состоит из площади«Мелодии моря», участков естественного леса, скал и части извилистой дороги Шибалань, которая идет вокруг всего города, то поднимаясь в горы, то опускаясь к морю. Парк поражает обилием скульптуры – это не только «бронзовые гуляющие люди», но и морские животные на камнях, и альпинисты на отвесных скалах. Повсеместно на всем протяжении узкой прибрежной ленты с обеих сторон дороги стоят на вечном приколе старые деревянные суда, придавая парку неповторимый морской колорит.

 

Журнал "Цветоводство" № 1, 2011 г.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет