Сад Альбера Кана уникален среди всего множества садов и парков Франции: это не только тщательно подобранное собрание растений, но и аллегория консолидации человечества на примере объединения садов разных стилей.
Вход в сад лежит через музей его создателя – Альбера Кана. Стоит ознакомиться здесь с историей сада и биографией его автора – все это пригодится позже при разгадывании ребусов в японском саду.
Как человек, много путешествующий в связи со своим бизнесом и интересующийся культурой разных стран, преуспевающий банкир Альбер Кан (1860-1940) долго вынашивал идею создания идеального сада, отражающего все самые яркие впечатления его жизни и объединяющего лучшие образцы садово-паркового искусства. В 1893 г. он покупает участок земли на юго-западной окраине Парижа по адресу: Набережная 4 сентября, д.6 (позже адрес изменился на Rue du Pont, 10-14). Сад задуман как карта мира, средоточие самых прекрасных уголков и впечатлений от путешествий по разным странам.
Знакомство с философом Анри Бергсоном, человеком глобального мышления, состоявшееся в том же году, приводит Кана к мысли посвятить свою жизнь идее объединения и сотрудничества народов и стран.
Кан – человек действия. Поездка в Японию в 1898 г. и новое философское осмысление природы, характерное для восточной культуры, находят свое отражение в создании общества «Вокруг мира» при газете «Монд», куда он привлекает молодых талантливых журналистов и студентов разных стран. За свой счет Кан рассылает их в разные уголки планеты с единственной целью: запечатлеть и описать максимум событий. Девиз общества «Наблюдать. Знать. Предусматривать». Обязательное требование к участникам – уметь фотографировать, что в конце XIX века было трудоемким и сложным процессом и требовало перевозки увесистой техники. Особое внимание уделяется тем местам планеты, которым грозит исчезновение.
Объем собранной информации стремительно растет, и в 1906 г. Кан строит в своем саду отдельное здание для хранения архива и собраний расширяющегося общества.
В 1909 г. Кан снова едет в Японию, откуда отправляется в Китай. После поездки он призывает на помощь географа Жана Бронха и поручает ему научное руководство проектами общества, координацию поездок и систематизацию поступающих отчетов и фотоматериалов. Нарастающий объем информации приобретает новое качество и оформляется в мыслях создателя в новое детище - «Архивы Планеты». С 1909 по 1931 г. Кан финансирует работу репортеров в 48 странах мира. Его архив содержит 72 тыс. пластинок цветных (!) фотографий (новшество 1907 г., которым братья Люмьер поделились с Каном) и 170 км кинопленки. Среди прочих материалов – и репортажи о боях Первой мировой войны.
Банкир вкладывает свои деньги в «Архивы Планеты», помощь пострадавшим от войны, организацию комитета общественных и политических занятий, выпускающего огромное количество газет с освещением реального положения вещей в мире. Вся его деятельность направлена на примирение общества, решение острых насущных проблем и объединение мира.
Параллельно со сбором информации о разных уголках планеты идет огромная работа по созданию идеального сада, символизирующего объединение мира. Сад становится воплощением идей Кана, он проводит здесь все свое свободное время и ревниво не допускает сюда посторонних. Гостями Кана, посетившими сад, были Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Анатоль Франс, Огюст Роден и много других ярких личностей того времени.
Но наступивший в 1929 г. экономический кризис разорил Кана. По решению суда в 1932 г. его объявляют банкротом, а сад подлежащим продаже с аукциона по частям. Однако районный Департамент Сены по просьбе друзей Кана выкупает в 1933 г. сад целиком. Кану уже исполнилось 73 года, и по решению Департамента за ним пожизненно оставляют дом. В 1937 г. сад впервые открывают для публики.
Значимость «Архивов Планеты» понимали и политики. Немедленно после оккупации Парижа в 1940 г. следует приказ идеолога и руководителя внешнеполитического управления НСДАП Альфреда Розенберга: все документы, находящиеся по адресу: Набережная 4-го сентября, д 6, подлежат изъятию и отправке в Берлин для спецхранения до особого распоряжения. Что искали нацисты в «Архивах Планеты» - не известно, но открыли их лишь через 50 лет, как и положено секретным документам. В 2007 г. на одном из каналов BBC был продемонстрирован пятисерийный фильм, повествующий как о самом архиве, так и о запечатленной в его материалах жизни различных уголков Земли в начале XX века.
Теперь, познакомившись в музее с богатой биографией Альбера Кана, отправимся в сад.
Купленный участок земли в 3,9 га Альбер Кан обновляет целиком, оставив лишь атласские кедры.
Рождение сада начинается с приглашения знаменитого ландшафтного архитектора Ахиллеса Дюшана, которому поручено создание французского сада. Согласно его замыслу, сад состоит из трех частей: партер, розарий и фруктовый сад. Талант архитектора соединил в одном проекте традиции классического французского партера времен Ле-Нотра и эпохи модерна начала XX века.
Строгий квадрат партера окаймлен низкорослым монохромным цветным бордюром, который меняет свой цвет в зависимости от времени года - в июле он был красным благодаря цветущей бегонии. Соседний квадрат отдан розам с вкраплениями фруктовых деревьев. Кругом ярусы роз: цветущие кусты, возвышающиеся над ними шапки штамбовых роз и аркада, увитая плетистыми розами. Сорта роз подобраны так, чтобы они гармонировали с цветением плодовых деревьев, а летом ярко выделялись на фоне зелени фруктового сада.
Наличие такого неожиданного компонента, как фруктовый сад, в составе классической французской композиции – новаторство архитектора, связавшего классику и модерн. Деревья французского сада оформлены в виде пальметт, они не только плодоносят, но и являются украшением сада, подчиняясь строго заданному человеком порядку. Пальметты из яблонь и груш окружают квадрат фруктового сада, в центре которого на ровном газоне растут плодовые деревья, формируемые в виде бокала, шара, пирамиды.
Задним планом этой сцены служит ряд аккуратно подстриженных лип, отделяющих английский сад с его зеленой лужайкой, небольшой речкой и холмами.
Несколько позже, на рубеже XIX-XX веков, вид из партера украсит полупрозрачное здание Пальмариума, который полон тропических растений и символизирует в общей схеме сада острова Океании.
Дальнейшую разработку общего проекта сада своей мечты Альбер Кан осуществляет сам совместно с главным садовником Луи Пикаром. Они намечают ряд садов, перетекающих друг в друга: английский сад, вогезский лес и японский сад. Дюжина рабочих под руководством Пикара приступает к созданию идеального сада.
Исходно английский сад был плоским. Для быстрого формирования ландшафта приходилось высаживать деревья крупных размеров. Одним из таких гигантов был каштан высотой 12 м, он благополучно прижился и до сих пор радует своим видом посетителей.
Перепланировка, произведенная главным садовником Мишелем Фарри в середине XX века, привела к созданию холмистого рельефа, более типичного для английского ландшафта. При этом было завезено большое количество земли и камней, саженцы бука, дуба и сосны.
В распоряжении архитектора - равнина газона, тихая речушка, маленький пруд с островком, деревья-солитеры, живописные группы кустарников, коттедж и мост. Из этих элементов он создает атмосферу умиротворения и единения с природой.
В саду хорошо подчеркнуты все сезонные изменения: весной внимание посетителей сосредоточено на центральной части сада, где на лужайке цветут луковичные и кустарники, а осенью - на яркой листве деревьев, окружающих лужайку - гингко, липы, платанов, инжира, клена серебристого. Золото крон английского сада контрастирует с яркой листвой кленов в японском саду.
По дорожке, посыпанной мелким гравием, мы доходим до места, где ее пересекает искусственная речка с небольшим островком. Переход через речку оригинально оформлен в виде камня, в толще которого проложены извилистые, словно пробитые водой расщелины, по которым вода, не мешая гуляющим, продолжает свой путь. Далее речка протекает под живописным мостом в стиле «рустика», прячущемся в зелени.
Маленький коттедж, напоминающий домики в традиционном нормандском стиле, довершает пейзаж, делая его обжитым и домашним.
Выйдя по дорожке из английского сада, мы попадаем сразу в Вогезский лес. Здесь на 3000 кв. м представлено все разнообразие Вогезов, горного района на северо-востоке Франции. Этот пейзаж был с детства близок и дорог Кану, родившемуся в Эльзасе.
Лес сильно пострадал от урагана в 1999 г.: с корнем было вырвано и сильно повреждено более 150 деревьев. В ходе реконструкции в 2000-2007 гг., которой руководил ландшафтный архитектор Кристиан Лемуат, Вогезский лес решили сделать еще более близким к природному оригиналу. Из окрестностей деревни Мармутьер, где родился Кан, завезли 150 т розового гранита и большое количество чернозема, высадили 650 деревьев и кустарников. Гранитные блоки бережно переносили вместе с растущим на нем мхом.
В Вогезском лесу выделены три различных зоны, характерные для разных высот и частей Вогезского хребта: вогезские холмы (что соответствует примерно 450 м над уровнем моря) с дубравами и лужайками, Низкие Вогезы (450-750 м) северной части хребта с елями, пихтами, папоротниками и лесными цветами и Высокие Вогезы южной части хребта (750-1200 м) с буковыми рощами, рябинами и лугами, лежащими у горных вершин.
Особой любовью хозяина пользовался Золотой лес, символизирующий равнины Эльзаса. Свое название он получил за осеннюю золотую окраску листвы плакучих берез и яркую расцветку молодых побегов елей в апреле.
Переходя из Вогезского леса в Золотой, мы словно спускаемся с гор. Меняется пейзаж и растительность, и вот мы добрались до низины – заболоченного участка, или попросту Болота.
Два небольших водоема с характерной растительностью – водяными лилиями, болотными ирисами и камышами – достойны кисти Моне. Заболоченные участки играют огромную роль в природе нашей планеты, но их красоту люди редко способны оценить, тем важнее показать прелесть и беззащитность таких мест.
Болото окружено елями и кедрами: мы плавно переходим в Голубой лес. В окружении елей и кедров яркие пятна цветущих рододендронов, азалий и гортензий создают эффект праздничных огоньков.
Голубой лес получил свое удивительное название за цвет хвои деревьев. Его основой послужили атласские кедры, сохраненные с момента покупки участка. К кедрам добавили голубые ели из Колорадо. В основу формирования Голубого леса был положен колористический принцип, объединив таким образом два континента – Африку и Америку.
Японский сад граничит с французским и английским садами. Из английского сада, отделенного стеной бамбука, который в восточной культуре символизирует несгибаемость, силу воли и духа, сюда можно попасть через ворота. Сад состоит из трех компонентов: японская деревня или сад созерцания, чайный сад и современный японский сад, олицетворяющий жизненный путь своего создателя.
Раскинувшийся на площади 7500 кв. м, этот сад - не просто набор красивых видов, каждый из которых хорошо продуман и рассчитан, но и заложенная в них символика, которую мы постараемся разглядеть и расшифровать.
Этот участок появился на карте идеального сада Кана после его посещения Японии в 1898 г. За успехи в международном сотрудничестве Кан удостоен чести быть представленным императору, который, узнав о его интересе к японскому садовому искусству, дарит ему садовые фонари и несколько бонсаев для его сада в Париже.
Японская деревня состоит из двух традиционных японских домов, подаренных Кану принцем и принцессой Киташиракава, пришедших в восторг после посещения сада. Они были доставлены из Японии. Композиция деревни задумана так: один из домов является главным и его террасы служат видовой площадкой этого участка. Сейчас доступ в домики запрещен, и мастерство ландшафтного дизайнера можно оценить лишь с дорожек сада.
Объем и перспективу подчеркивают деревья-солитеры: японский клен, магнолия, кипарисовик. Камни в восприятии японцев являются неотъемлемой частью природы. Согласно традиции, они должны быть погружены на 2/3 в землю. Особое внимание уделяется топиарному искусству, начиная от бонсаев и кончая формировкой кустарников и деревьев. Россыпь стриженных кустарников у дома напоминает о россыпи валунов, так проводится параллель между живым и неживым. В восточной культуре круг – это символ Небес, а квадрат – Земли. Круг в буддизме – это колесо сансары, т.е. круговорот рождения и смерти. Вот почему в японских садах так много округлых форм, каждая из которых несет свой скрытый смысл.
В любом японском саду обязательно должны быть камни и вода. Часто встречается сухой ручей или речка, где галька серого цвета символизирует воду, а камни или галька коричневого оттенка - берег.
Оформление дорожек – особая статья, ведь каждая из них отражает путешествие по жизни. Здесь вы встретите выложенные галькой рисунки на дорожке и полукруглые элементы - символы облаков - рядом со ступенями. Ступени дорожки, оформленные в традиционном японском стиле, плоскими камнями или спилами древесины, не только художественно дополняют картину, но и позволяют ходить в дождливую погоду.
Японские фонари и ступени из отдельных плоских камней, ведущие к чайному домику, напоминают о необходимости сосредоточиться перед чайной церемонией. Дорожка к чайному домику не бывает прямой и гладкой, по ней нужно идти не торопясь, останавливаясь и наслаждаясь продуманной красотой сада. Одинокий лев на подходе к чайному домику означает защиту от проникновения любого зла на охраняемую им территорию. Чайный домик скрыт от взоров посторонних растениями чайного садика, возле него не бывает ярких броских цветов, которые могут отвлечь внимание.
Установленный ныне чайный домик несколько больше стоявшего у Кана, он был торжественно открыт в 1966 г. при участии Мастера школы чая Ура-Сэнкэ Шошицу Сэн XV.
В ходе реконструкции японского сада в 1988 г. было решено создать участок сада, посвященный его основателю и отразить его жизненный путь в архитектуре современного японского сада. Проектирование было поручено ландшафтному архитектору Фумиаки Такано. В течении двух лет на месте японского и альпийского садов был создан новый японский сад.
Согласно принципам Дао была выбрана точка сада, где пересекаются линии жизни (ян) и смерти (инь). Линия жизни начинается пирамидой рождения, а точнее конусом из белой гальки высотой около 1,5 м – это символ рождения, в одну сторону конус продолжается каналом, выложенным белой галькой, по которому журчит ручеек жизни, вытекающий из конуса. Расширяясь, ручей впадает в главный пруд - реку жизни - окаймленный черной и белой галькой. Все как в жизни: то черная полоса, то белая… Пруд полон цветов, света, он символизирует молодость, период финансовых успехов и духовного роста Кана.
На другом берегу пруда возвышается аллегория горы Фудзи, которая служит видовой площадкой и позволяет не только увидеть уголки парка, но и осознать повороты судьбы. У ее подножия в пруду – мост Яцухаси, один из ярких примеров символизма в садовой архитектуре. Это мост ломаной конфигурации, в котором могут быть не закреплены отдельные элементы, он означает непростой путь постижения истины и одновременно бренность физического существования, а также предупреждает, что повороты судьбы подстерегают в жизни каждого.
Так встреча Кана в 1898 г. с Японией и ее культурой способствовала обновлению его мировоззрения. Напротив Фудзи на противоположном берегу пруда – чаша смерти, конический бассейн из черной гальки. Находясь совсем близко от Пирамиды рождения, она символизирует как краткость бытия, так и преемственность поколений.
На следующем участке пруда рядом с Фудзи в воду вдается округлая площадка с могучим гималайским кедром и огромным плакучим буком, они символизируют мужское и женское начало – ян и инь. Их можно также рассматривать как знакомство Кана с японской императорской семьей. Площадка продолжается небольшими террасами, символами рисовых полей. На противоположном берегу ряд вертикальных стен из розовой гальки символизирует коллекцию материалов «Архивы Планеты». Состоящие из множества отдельных камней, они формируют вместе крепкие стены, как и архивы, состоящие из множества отдельных репортажей, вместе образуют единое свидетельство жизни эпохи. В этом месте берега пруда соединяет красный мост – копия священного моста Никко, а река жизни делает крутой поворот и сужается.
Террасы «рисовых полей» прорезает водопад, стремительно спускающийся с крутого берега, в месте его впадения в пруд он продолжается дорожкой из крупных валунов, по которым можно пересечь мелеющую реку жизни. Чуть дальше вторая такая же «переправа». Этот участок символизирует время финансового кризиса 1929 г. Но настоящий крах настиг Кана чуть позже - в 1932 г., когда его объявили банкротом.
Этот этап жизни Кана отражен в следующем участке пруда. Река жизни мелеет. Пологий берег продолжается остроугольными каменными выступами, похожими на выдающиеся в воду волнорезы, о которые разбивается поток. Напротив них в пруд вдается насыпной конус, до половины заросший травой, верхняя часть конуса – из гальки. К нему с крутого берега спускаются ступеньки, причем на середине подъема нас ждет конический бассейн из гальки, повторяющий чашу смерти напротив горы Фудзи. Повторение элементов в японском саду подчеркивает важность символов.
Прежде чем пройти под вторым деревянным мостом, гораздо более скромным, чем красный мост, река огибает маленький островок, имеющий форму треугольника, одна сторона которого представлена изогнутой линией с двумя галечными конусами в его вершинах. Это сад Дзен, так он выглядит с моста. Мне он представился как воспоминания взрослого человека о прожитой жизни - от пирамиды рождения до пирамиды краха - с незавершенной кривой линией будущего. Пару конусов из гальки в саду Дзен можно интерпретировать как символ журавля, означающий в буддизме высоко парящий независимый дух человека, стремящийся к вершинам познания.
Далее русло расширяется, и обмелевшая река жизни круто поворачивает и утекает под мост к сферической впадине – спирали смерти, и заканчивает свое течение, уходя под землю, где возвращается к точке рождения. Полукруглые плитки в спирали смерти символизируют цветы и возрождение.
Чтобы поддерживать японский сад в состоянии, соответствующем проекту, нужен был человек, знакомый с мировоззрением японцев и их культурой. В 1990 г главный садовник Мишель Фарри был отправлен на стажировку в Японию к императорскому садовнику мастеру Сано, создавшему сады ЮНЕСКО в Париже.
При жизни Кана в японском саду стоял настоящий синтоистский храм и четырехэтажное здание деревянной пагоды. Сейчас эти объекты утрачены.
Уникальность сада Альбера Кана - в сочетании садово-паркового искусства и философского осмысления природы. Отсюда уходишь с ощущением гармонии мира. А каким Вы видите свой идеальный сад?