закрытьX

Версаль: превратности судьбы Садов Трианона и Королевского огорода

Рубрика: Статьи раздела

Автор: Чечеватова Татьяна
биолог

Окончание. Начало в статьях 

Версаль: уголки для королевского досуга,

Версаль: полезное хобби Людовика XV

 

Пасторальный Трианон Марии-Антуанетты

 

В мае 1774 г. на престол взошел Людовик XVI.  Одной из первоочередных задач молодого короля  стала замена новыми посадками старых деревьев и кустарников в садах Версаля. Вырубка этих отживших свой век великанов была организована в два этапа и началась осенью 1774 г. Художник Юбер Робер был очевидцем «великой» вырубки и обновления садов Версаля.

 

Замена растений осуществлялась с учетом исходной планировки Ленотра. Вместо вырубленных было посажено 6000 молодых дубов, 3000 тополей, 2000 кленов и столько же берез и грабов. Местами зеленые стены из граба, требующие регулярной стрижки, были заменены более экономичными аллеями из отдельно стоящих деревьев, а вместо сложного по конфигурации Лабиринта был возведен более простой в планировке боскет Королевы. Тут-то и развернется вскоре знаменитая сцена свидания подставной королевы с кардиналом Роганом из дела об ожерелье королевы.

 

Малый Трианон был подарен Людовиком XVI королеве в 1774 г. по случаю восшествия на престол. С этого момента территория Трианона находилась в полном распоряжении Марии-Антуанетты. Не будем забывать, что конец XVIII в.- это время энциклопедистов и идей Руссо с его идеализацией патриархального быта на лоне природы.

 

Королева поручила Антуану Ришару разработать проект пейзажного парка с модным китайским садом. Грамотно оценив значимость подвергаемых перепланировке территорий, Ришар попытался сохранить ботанический сад Трианона, частично включив его в свой проект. Но идея показалась королеве скучной, и она прислушивалась к советам графа де Карамана, уже создавшего в своем поместье нечто подобное, и передала заказ Ришару Мику (фр. Richard Mique; 1728-1794) и художнику-пейзажисту Юберу Роберу (фр. Hubert Robert, 1733-1808).

 

Реализацией одобренного королевой проекта занимались архитектор Ришар Мик и садовник Клод Ришар. Создание пейзажного парка на месте ботанического сада потребовало значительных усилий и затрат. В 1774 г. 4000 редких экспонатов ботанического сада Людовика XV переместили в Ботанический королевский сад Парижа (позже ставший Ботаническим садом Парижа, фр. Jardin des plantes de Paris). Ликвидация ботанического сада Трианона вызвала возмущенные отклики ботаников всей Европы.

 

На освободившемся месте принялись возводить новый рельеф. Если все экзотические растения были перенесены в Париж, это не значит, что королева решила обзавестись парком попроще. За два года на обновленном рельефе появились пруд, ручейки, мостики, лужайки, павильоны и даже скала. Окна покоев королевы смотрели на Храм Амура с круглой колоннадой, стоящий на островке. На берегу пруда в 1778-81 гг. был построен восьмигранный Музыкальный павильон или Бельведер, а неподалеку от него - грот с пещерами.

 

 

Пейзажный парк был высажен заново из не менее редких пород деревьев. Но теперь их посадку диктовала не система классификации растений, а их эффектное сочетание, формирующее хорошо спланированный «естественный природный» пейзаж. Традиции подбора растений сохранились до нашего времени. И сейчас в парке можно увидеть секвойядендрон гигантский, посаженный в 1876 г. Тропинки парка украшают кусты вечнозеленого падуба различных сортов.

 

На этом тщательно подобранном пейзажном фоне боскет Ленотра «Родники» теряет свою прелесть, и в 1776 г. его сносят, заменив обычным партером. Единственным напоминанием о боскете осталась скульптура работы Марси «Амур верхом на дельфине» (1704 г.).

 

Веселая и ветреная Мария-Антуанетта была актрисой по природе, ей всегда нужны были зрители и сцена. Не стань она королевой, может быть, она всю жизнь играла бы эту роль в своих мечтах, а ставши королевой, начала тяготиться обязательностью строгого этикета и с восторгом играла роли легкомысленных служанок и пасторальных пастушек. Способствовала этому и общая атмосфера общества с модными идеями Руссо о равенстве. Дело оставалось за малым – обустроить место, где королева могла бы достойно выглядеть в роли служанки.

 

В 1775 г. самодеятельные театральные представления труппы, состоявшей из придворных и королевы, устраивали в зале или в галерее Большого Трианона. На следующий год их перенесли в Оранжерею Малого Трианона и, наконец, в 1780 г. было построено здание нового Театра Королевы в саду Трианона. Построенное Ришаром Миком здание воспроизводило в миниатюре версальскую Оперу. Особое внимание архитектор уделил сложным механизмам сцены, размер которой значительно превышал размер зрительного зала. Оставалось создать деревню для исполнения пасторальных ролей пастушек.

 

В 1783 г. по распоряжению Марии-Антуанетты на берегу пруда недалеко от Малого Трианона строят деревню из дюжины сельских домиков. Этот уголок пасторальной сельской жизни становится вторыми подмостками для королевы. Здесь она любит проводить время с детьми и друзьями. Английский сад гармонично переходил в деревню, будучи отделен от нее рвом. Покой и идиллию деревенской жизни королевы охранял швейцарский гвардеец.

 

В своей деревушке Мария-Антуанетта обзавелась фермой, собственным молочным производством, голубятней, мельницей, амбаром, рыбацким цехом, домиком охраны. В 1786 г. строительство деревни было завершено. К настоящему времени исчезли сыроварня и амбар, который использовали в качестве бального зала, они были разрушены в годы правления Наполеона.

 

Крыши домиков были покрыты камышом, на увитых глицинией и виноградом стенах нарисованы трещины. Галереи и балконы были украшены одинаковыми белыми фаянсовыми горшками с синим вензелем Марии-Антуанетты, в которых цвели герани и левкои. 1232 горшка Ришар Мик заказал на собственной мануфактуре в Лотарингии. Традиции оформления поддерживаются и сейчас. Яркие кустики пеларгонии в бело-голубых горшках по-прежнему украшают домики снаружи. 

 

Каждый домик имел свой маленький садик, где росли художественно высаженные овощи - кочанная капуста, цветная капуста, артишоки, пряные травы, фруктовые деревья и кустарники – яблони, вишни, малина.

 

Внутренняя отделка домиков была роскошной не в пример их непритязательному внешнему виду. Дом Королевы, самое большое строение в Деревне, на самом деле состоит из двух зданий, соединенных деревянной галереей. Справа находится собственно дом королевы, где на цокольном этаже размещались столовая и кабинет для игр, а на первом этаже – два салона и китайский кабинет, сверкавшие золотом, шелком и мрамором. Здание слева – Бильярдный зал с небольшими апартаментами.

 

В цокольном этаже башни Мальбрука, стоящей на берегу пруда, обрабатывали выловленную в пруду рыбу. Большой пруд был густо населен карпами и щуками. Карпы и сейчас кишат в пруду, так что, отправляясь в Трианон, не забудьте захватить кусочек хлеба для этих прожорливых созданий размером с локоть, они всегда с нетерпением ждут появления туристов и никогда не разочаруют вас отсутствием аппетита. Если зайти в единственный открытый пока домик на берегу пруда, то можно увидеть мраморный пол, скамью и фонтанчик – детали, совсем не характерные для крестьянского быта.

 

На краю деревни располагалась Ферма, здесь обитали различные домашние животные: маленькое стадо из восьми коров и одного быка, десять козочек во главе с белоснежным миролюбивым козлом, овцы, домашняя птица и голуби в голубятне. Из свежего молока на ферме взбивали сливки и масло, на сыроварне зрел свежий сыр. Королева любила выступать в роли фермерши, угощая немногочисленных допущенных в этот мирок друзей свежими молочными продуктами «с собственной фермы», подаваемыми в изысканной фарфоровой посуде.

 

В отдалении от пасторально-показной деревни находились настоящее мясо-молочное хозяйство. Здесь были луга для выпаса коров, овец и лошадей, из этих породистых животных подбирали замену «актерам»-животным в деревне Королевы.  На этих лугах и сейчас можно увидеть стада «дублеров» коров, овец, лошадей.

 

 

Трианон под палящим солнцем республики

 

Революция принесла немало бед всем королевским резиденциям. Не избежал участи служения народу и Версаль. Согласно декрету Конвента в 1792 г., дворцовая мебель была распродана, парк Версаля разделен на части, сдаваемые а аренду, боскеты разрушены, часть деревьев вырублена.

 

Управляющий ботаническими садами Луи Клод Ришар (1754-1821) - внук Клода Ришара, вырастившего сады Версаля своими руками, – пытался уберечь Версальский парк от полного уничтожения. Единственное, что могло заставить Конвент  отклониться от желания разрушить все созданное ранее, было извлечение практической пользы из оставшегося имущества «мира насилия». Поэтому Ришар предлагает не только сдавать в аренду участки парка, но и использовать партеры под овощные огороды, а открытые участки парка  - для посадок фруктовых деревьев.

 

К счастью, до осуществления всех этих идей тогда не дошли руки. Но сады были вновь открыты для беспрепятственного посещения народа. Художественные ценности переместили в Лувр, ставший главным музеем искусств Франции. В фонтанах и бассейнах опять стирали белье, развешивая его на просушку прямо на окружающих кустарниках. Большой канал пересыхал из-за разрушения системы водоснабжения. Парк варварски затаптывали, вырубали и уродовали. Но на безрадостном фоне происходящего Конвент издает в 1794 г. декрет о запрете продажи дворца, что позволило сохранить его для потомков.

 

Площадь дворцово-паркового комплекса сократилась после революции в 10 раз: с 8000 га до 850 га. В Малом Трианоне обосновалась гостиница, во Французском павильоне – кафе, а Французский сад превратился в общедоступный бальный зал. Множество празднеств и балов было проведено в Большом Трианоне. Не рассчитанные на такую интенсивную эксплуатацию дворцы и парковые зоны, местами превращенные в доходные сады и пастбища, а местами просто заброшенные, быстро разрушались.

 

В 1797 г. Директория приняла решение сохранить парк в образовательных целях, в большом дворце открывают Музей искусства французской школы, тогда как в Лувре были собраны произведения иностранных школ. Но эти и последующие положительные перемены в судьбе Версальского дворца не коснулись Трианона, который тогда не входил в музейный комплекс Версаля.

 

Впервые после революции толпы народа шли в Версаль 19 июля 1801 г. На этот раз с самыми мирными намерениями! В этот день был назначен запуск всех фонтанов Версаля, так долго бездействовавших.

 

Восстановление дворцово-паркового ансамбля требует огромных вложений, которые больше необходимы Директории и Наполеону для ведения постоянных войн. Чтобы сохранить за Версалем статус национального музея после свержения Директории, Наполеон в 1801 г. издает указ о создании музея Версаль в Большом дворце. С 1805г. Наполеон сделал Трианон императорской резиденцией и распорядился восстановить парк на сократившейся территории Версаля. Минимальный уход позволил вернуть к жизни умирающий парк. О полном восстановлении оставалось только мечтать, но обмелевший и грязный Большой канал был расчищен и заполнен водой. Версальская флотилия вновь бороздила воды канала.

 

Четыре года ушло на реставрацию Большого и Малого Трианона. По желанию Жозефины проемы в «перистиле» Большого Трианона были закрыты витражами, помещения были заново отделаны и меблированы по эскизам, одобренным ею. Но жить в обновленном Трианоне ей не довелось. После развода с Наполеоном в декабре 1809 г. Жозефина заперлась в Мальмезоне, а император - в Трианоне. В 1809-13 гг. Наполеон часто бывал в Трианоне. Этот тихий уютный мирок пришелся по душе второй жене императора – юной Марии-Луизе. Наполеон пытался совместить уют тихого семейного гнезда со своей кипучей деятельностью государственного деятеля и главнокомандующего постоянно воюющей армии. В каком другом королевском дворце увидишь среди апартаментов Топографический кабинет или Малахитовый салон, украшенный произведениями уральских камнерезов, преподнесенными в подарок Наполеону непримиримым врагом Александром I? По приказу императора к Трианону была проведена прямая дорога, минующая парадный двор большого Версальского дворца, и были построены два павильона кордегардии на 50 человек каждый на въезде в резиденцию.

 

В 1810 г. император приказывает Якобу Десмальтеру отреставрировать домики Деревни Марии-Антуанетты.  Из всех строений не уцелели только амбар, служивший бальным залом, и сыроварня, они совсем обветшали и были снесены. Деревня и театр Королевы пришлись по душе Марии-Луизе, они напоминали ей, как и ее предшественнице Марии-Антуанетте, о простоте венских нравов.

 

С 1830 г. вся территория Трианона, включая оба дворца, Деревню Марии-Антуанетты, театр Королевы и прилегающую часть, вошла в архитектурный комплекс Версаля и обрела статус государственного музея. Длительный период времени после отречения Наполеона дворцы Трианона не находили постоянного применения. Их изредка использовали то для проведения свадьбы в семье царствующих особ, то для заседания показательного военного трибунала по обвинению маршала в измене, то для заключения мирного договора между странами-участницами Первой мировой войны.

 

В 1959 г. Шарль де Голль намеревался сделать Большой Трианон президентской резиденцией, но расчетная сумма расходов на переоборудование дворца не позволила осуществить это намерение. 31 июля 1962 г. был издан закон о восстановлении исторического облика Трианона, и в 1963 г. Большой Трианон был отреставрирован и заново обставлен антикварной мебелью из других дворцов. Возвращенное к жизни здание использовали для государственных официальных приемов. В 1982 г. здесь прошел саммит «большой семерки», гости Президента Франции размещались в крыле Лесного Трианона.

 

Кропотливая работа по восстановлению садов Трианона была начата в 2003г. с тщательного  анализа исторических документов, по которым удалось выяснить, что первоначальный проект садов Трианона включал ландшафтные сегменты в виде различных геометрических фигур – треугольники, полукруг, восьмиугольник и др. Грабовые аллеи связывали эти сегменты парка между собой.

 

Первым начали восстанавливать треугольный сектор. Прорезанные в двойной живой изгороди «видовые окна» открывали перспективу на регулярный парк с четкими рядами цитрусовых в кадках. В настоящее время мы не увидим «вышитых партеров» из цветов во вкопанных в землю горшках, как и растущих в грунте цитрусовых. Но зная долгую историю Садов Трианона, мы можем представить себе, какими великолепными видели их гости Людовика XIV.

 

Возрождение Королевского Огорода

 

В 1782 году со смертью последнего директора Королевского огорода из плеяды Ле Норманнов, хозяйство перешло в ведение Александра Брауна, садовника-англичанина. Новый директор преобразовал территорию огорода:  уменьшил размер пруда в центре Большого квадрата и демонтировал стены между одиннадцатью участками на северной террасе, сформировав из них пять участков.

 

Огород продолжал жить и функционировать. В конце XVIII века здесь по-прежнему выращивают овощи и фрукты: ананасы и кофе, зелень, яблоки и груши. Но научно-исследовательская деятельность затухает, ведь Людовик XVI больше увлечен слесарным ремеслом, чем ботаникой.

 

В жестокое революционное время огород сохранился благодаря своей сельскохозяйственной продукции. В 1793 г. участки огорода были сданы в аренду, «бесполезные» ананасовые кусты распроданы с торгов, как и весь инвентарь, а посаженный по диагонали сад, ориентированный по солнцу, превращен в испытательный стенд для оружия.

 

В 1795 году Директория национализировала бывший Королевский огород, и открыла здесь школу садоводства и научный центр.

 

Если судьба Версаля и Трианона еще попадали в поле зрения Наполеона во время его правления, то Королевский огород не нашел там места. На фоне постоянных войн свежие овощи-фрукты меньше всего волновали императора, никогда не слывшего гурманом. Большая часть территории огорода была запущена, а в садах погибло множество деревьев. Время шло, остались позади наполеоновские войны. Огород возрождается и продолжает жить: обновлен фруктовый сад и вновь высажены ранние овощи. Череда революций и политических переворотов не сказалась на судьбе огорода. Будучи самоокупающимся предприятием, он не требовал вмешательства властей. В 1829 г. были смонтированы новые теплицы, обогреваемые горячей водой, что позволило выращивать тропические фрукты и овощи независимо от сезона, например, в Большой теплице в 1840 г. удалось получить первый урожай бананов.

 

В 1848 г. Огород входит в состав Агрономического национального института, открытого в Версале. В ту пору здесь резко возросло количество сортов плодовых деревьев - яблонь, груш и персиков.

 

В 1874 г. институт преобразован в Национальную школу садоводства (фр. École nationale d'horticulture - ENH). В 1945 г. в школе открыто специальное отделение ландшафтного дизайна и садоводческого искусства, которое к 1976 г. вырастает в Национальную высшую школу ландшафтного искусства (фр. École nationale supérieure du paysage - ENSP) в рамках ENH. Школа является высшим учебным заведением и выпускает ежегодно 115 дипломированных специалистов, в том числе по специальностям пейзажист,  ландшафтное проектирование, пейзаж и благоустройство, создание парка. Помимо учебной и исследовательской деятельности, школа работает над восстановлением истории культивирования различных видов растений в Версале.

 

С 1995 г. Королевский огород остается в ведении высшей школы ландшафтного искусства. Ежегодно более 50 тонн фруктов и 30 тонн разнообразных овощей производит огород, радуя своей продукцией жителей Версаля и туристов. Приобрести и отведать королевские овощи и фрукты  можно на рынках Версаля и в магазинчике самой школы.

 

 

Королевский огород прошел сквозь века, почти не изменившись. Статуя Лакентини стоит на приподнятой террасе Большого квадрата, там где любил когда-то стоять Людовик XIV, любуясь по-прежнему строго геометрическими фигурами грядок с овощами в окружении фруктовых деревьев на шпалерах.

 

С 1991 года огород открыт для посещения публики в летний сезон (с апреля по октябрь). Так что сюда можно зайти с ул. Жоффр, лежащей в 5 минутах ходьбы от парадных ворот замка, и попробовать плоды некоторых из 150 сортов яблок и груш и 50 разновидностей овощей с Королевского огорода в маленьком магазинчике, куда по-прежнему ведет калитка с сохранившейся надписью Public, что значит «общедоступный, публичный». Но в настоящее время Королевский огород не может считаться рентабельным сельскохозяйственным предприятием, его культурно-историческая ценность значительно превышает стоимость его продукции.

 

Заключение

 

Познакомившись с историей двух «соперничавших» за внимание королей участков Версальского парка, мы увидели, как огородничество было возведено в степень искусства, и как уголок для отдыха стал серьезной научной площадкой. Королевскому огороду не пришлось испытать взлетов и полного упадка, как это случилось с Трианоном. Практическое использование его площадей для получения сельскохозяйственной продукции всегда поддерживало его «на плаву». Зато все политические всплески ярко отразились на судьбе Трианона. Мы увидели, как из уголка для развлечений вырос красивейший в Европе ботанический сад, как он был разрушен по мановению руки Марии-Антуанетты ради возвращения к беззаботному досугу, разметан в клочья чередой революций и вновь восстановлен, как памятник истории страны. Отсутствие полновластного хозяина в эпоху революции и первых республик привело его на грань полного уничтожения. Лишь осознание его исторической ценности и включение в государственный музейный комплекс Версаля позволило отреставрировать и открыть в 1965 г. этот уголок для посетителей и туристов.

 

Планируя посещение Версаля, не забудьте отвести для этого целый день, чтобы успеть осмотреть отдаленные уголки парка, Трианоны, деревню Марии-Антуанетты и Королевский огород. И не забудьте прислушаться, о чем шумят сады Версаля, ведь им есть о чем рассказать нам.

 

Читайте также о будущем Версаля.

 

Использованная литература:

1. Жан-Мари Перуа де Монкло «Версаль», М., Изд. СЛОВО, 2001 (Великие дворцы мира).

2. Сольнон Жан-Франсуа, де Сессоль Бруно, Валлуар Фредерик «Версаль», И., ЗАО «БММ», 2007

3. Г. Климовицкий «Малый Трианон».

4. Википедия. «Огород короля (Версаль)».

5. Йоханна Ромберг «Королевский урожай», Журнал ГЕО № 162,  2011.

6. Автор-составитель Е.А.Конькова «Версаль», М., «Вече», 2002 (Памятники всемирного наследия).

7. Bernard Chevallier «Napoleon. Centers of Power» Artlys, 2004, р. 70-72, 77-78.


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет