Хил Гарден (Heale Gardens) расположен в тишайшей сельской местности севернее городка Солсбери в графстве Уилкшир. Как и многие другие знаменитые сады Великобритании, он формировался веками вокруг дома, построенного во второй половине XVI столетия в живописном месте, в излучине реки Эйвон. Этому дому было суждено войти в историю тем, что в октябре 1651 года в нем скрывался несколько дней король Англии Карл II Стюарт перед отплытием во Францию, куда он бежал под натиском выступления Кромвеля.
До 1835 года, когда дом значительно пострадал от пожара, им владели последовательно три фамилии, а уцелевшую треть дома купил уже четвертый хозяин.
История усадебного сада начинается с 1894 года, когда поместье приобрел Луи Гревилл. Перво-наперво он занялся переустройством дома и с большим вкусом расширил его на восток и на север, сохранив общий архитектурный стиль. На здании появился фамильный герб Гревилла – лебедь, сидящий над короной. Он также повторен на въездных воротах и на потолках некоторых комнат внутри дома. Сейчас маршрут посещения сада проходит так, что дом становится виден почти в конце экскурсии.
В 1906 году для работы над садом был приглашен уже известный к тому времени ландшафтный архитектор Гарольд Пето. Поклонник итальянского Реннесанса, он не стал восстанавливать стены и мощение, тронутые временем, поскольку любил романтические руины. Его заслугой являются классические элементы сада в любимом итальянском стиле.
Сначала попадаем в туннельный, или кухонный сад, огороженный с трех сторон и расположенный на террасе. Он разделен на четыре части, в традициях Средних веков. Три из прямоугольных четверти кухонного сада отведены под огород и полезные растения, а одна представляет собой лужайку с круглой беседкой, сформированной из грушевых деревьев, и пальметтами из яблонь, груш и инжира вдоль стен из кирпича и булыжника, подбитыми красочными миксбордерами.
Центральную ось составляет длинный туннель из грушевых и яблоневых кордонов, прерываемый центральным бассейном с кувшинкой в центре, окруженным большими шапками восьми стриженых самшитов. Сейчас деревья уже почти отцвели, но можно себе представить, какой райский вид у этого сооружения будет в конце лета - начале осени, когда оно станет увешанным созревшими яблоками и грушами. Внутри берсо тянутся миксбордеры холодостойких растений – тюльпанов, белоокаймленных хост, аквилегий, медуниц, горца змеиного.
Этот сад не только декоративен, но и является подспорьем в хозяйстве, поставляя к столу овощи и фрукты, а также благоухающие букетики душистого горошка, которые любят ставить в доме. Парадная длинная пергола, идущая вдоль всего кухонного сада, просто восхитительна, сплошь в свисающих соцветиях бобовника, лиловой и белой глицинии. В центральной части перголы растет акебия пятерная с небольшими ароматными фиолетовыми цветками и оригинальная роза с простыми белыми цветками 'Coopers Burmese'. Пергола несколько скрывает огород от взгляда с южной, пейзажной стороны, заменяя ограду. Вдоль нее идет прокошенная газонная тропа, подчеркнутая миксбордерами из ирисов, пионов травянистых и древовидных, маков, молочаев и других растений, а ниже – невысокой кирпичной подпорной стенкой.
Выйдя через центральные ажурные кованые ворота, попадаем в Солнечный сад. Здесь стоят солнечные часы, окруженные синевой котовника 'Six Hills Giant'. Вокруг – коттеджные миксбордеры из дельфиниумов, наперестянок, роз, примул. Рядом растет старожил сада – шелковица, которой более сотни лет – она бережно подправляется обрезкой, чтобы сохранить симметричность и устойчивость дерева.
Луи Гревилл (1856-1941) служил вторым секретарем посольства Великобритании в Токио. Вернувшись домой под впечатлением японской культуры, он занялся созданием Японского сада в своем поместье. В 1901 году, еще до приглашения Гарольда Пето, идея нашла воплощение в изящном красном мостике Nikko, сейчас увитом глицинией китайской, и японском чайном домике. Такой 8-стенный чайный домик – один из немногих в Великобритании.
Для реализации своего замысла хозяин привлекал четырех японских ремесленников и садовников. Чайный домик решено было возвести над водой, в месте слияния двух водных потоков, нарушающих покой этой удаленной от дома части сада красотой звуков и видов бурлящей воды.
Некоторые деревья вокруг до сих пор остались с тех времен: японские вишни и клены, ликвидамбар стираксовый, тюльпанное дерево, багрянник японский (второй по величине в Европе). Недавно посажены лишь две магнолии Суланжа – белая и розовая. Белая растет неподалеку от чайного домика, а розовая - рядом с бамбуками, на берегу прорытого голландскими инженерами еще в XVI веке оросительного канала с выложенным каменными плитами руслом.
Из многолетников в этой части сада прекрасно прижились гуннеры, роджерсии, ирисы, хосты, примулы японские, камассия Лейхтлина, лизихитон американский, калла эфиопская, различные виды папоротников, живописно обрамляющие водные рукава. Их пересекают во многих местах простые деревянные мостики с перилами из жердей. Один из них полностью покрыла жимолость японская в желтых бутонах.
На поляне Гревилл установил храмовый фонарь, который привез, покидая Японию. Он так и стоит здесь с конца XIX века.
На изгибе реки Эйвон к востоку от дома, на холме, Пето создал мощеную огороженную террасу с балюстрадами в итальянском стиле (Knap Terrace). На нее можно попасть с крокетной площадки, окруженной стрижеными тисами. Ограда крокетной площадки снаружи оформлена жимолостью вьющейся и старинными ароматными мускусными розами, среди них – Felicia, цветение которой здесь затягивается порой до самой зимы. Одна из сторон ограды подбита сплошной полосой котовника крупноцветкового. С другой стороны, обращенной к дому, посажены ирисы в тон кирпичной кладке строения.
С террасы можно видеть на берегу череду красавцев-платанов. Одно из деревьев почти сплошь затянуто сетью клематиса горного, добравшегося до самой вершины дерева. На горизонтальных каменных ступенях у самого края воды есть надпись в адрес реки Эйвон: «Несет Луну, несет Солнце, но не оставляет ничего». Балясины и столбы ворот в саду сохранили оригинальную конструкцию Пето.
Дэвид и Энн Раш, которые жили здесь с 1959 года, привели сад в соответствие с проектами Гарольда Пето и добавили новые элементы.
Леди Энн упростила бордюры из травянистых растений времен Пето напротив конюшни и создала смешанные посадки, среди которых - мускусные розы вдоль крокетного газона и некоторые структурные древесно-кустарниковые растения в Солнечном саду, такие как скумпия кожевенная «Royal Purple» и чубушник «Aurea».
Для их потомков, нынешних владельцев поместья, Луи Гревилл приходится уже пра-пра-дядей. Чтобы разнообразить большую площадь мощения с южной стороны дома, в последнее время были посажены три глицинии, а в щелях между камнями поселись манжетки, полыни, мелколепестник Карвинского, герань луговая. В планах – восстановление посадок на лужайке южнее дома, у реки, по сохранившемуся плану Пето.
Они любят свой сад, который очень живописен начиная с февраля, еще лишенный излишеств лета, когда структурные силуэты посадок подбиты коврами первоцветов. В этот период усиливается романтическая идиллия будто бы нетронутого временем уголка.
Осенью зеленая монохромность сада сменяется сначала пастельными красками, затем в игру вступают бронзовый и пурпурный цвета, и, наконец, в октябре наступает напористое крещендо янтаря, бронзы, золота, алого и оранжевого цветов в листве тополей, кленов, дубов, каштанов, тюльпанного дерева.
Фото автора