закрытьX

Стоурхед: сад, превративший банкиров в великих садовников

Рубрика: Репортажи

Автор: Рита Бриллиантова, биолог

 

Поместье Стоурхед в графстве Уилкшир в Великобритании – один из величайших образцов садового искусства, ставший весомым вкладом в ландшафтную культуру не только XVIII века, но и нашего времени. Мы побывали в нем в конце мая, когда в саду еще буйствовали рододендроны, и прошли задуманной хозяином «дорогой рая», которая то погружает в лесной массив, то выводит к берегу большого водоема, то приглашает отдохнуть на скамейках, которых здесь множество. О нем нельзя рассказать без экскурса в английскую историю, искусство и даже политику. Но главное – без родословной семьи, тесно связанной с этим уникальным местом.

 

Когда-то деревня  была родовым поместьем семьи Стоуртон, которая приобрела в 1448 году 1000 акров земли для того, чтобы разбить здесь парк. К 1704 году семейство обанкротилось и было вынуждено продать эти земли.

 

Своим появлением сад обязан Генриху II Хору, который унаследовал здесь дом от отца, тоже Генриха,  в 1725 году, в возрасте 20 лет. Отец – преуспевающий лондонский банкир, приобрел его не только для того, чтобы наслаждаться природой. Этим он привлек благосклонность множества местных землевладельцев, доверивших ему свои финансы. При нем здесь был обычный деревенский пейзаж, сделали лишь несколько прудов для рыбной ловли.

 

Получив поместье, сын вначале не проявлял к нему интереса, его больше интересовали банковские дела, которые приносили ему очень высокий по тем временам доход. Затем он отправился в Италию. Вернувшись в Стоурхед в 1741 году, после смерти матери, два года спустя он потерял и жену. Тогда, наконец, он решает остаться здесь. Старясь воплотить увиденное в Италии, он в 1744-46 гг. первым строит античный Храм богини Флоры в стиле Палладио, которому соответствовал и отцовский дом. Он посвящен римской богине весны и цветов  и возведен под впечатлением знаменитого сада Плиния.

 

 

Новому владельцу пришлось работать «с чистого холста». Здесь пролегали две крутые долины с множеством источников, а ниже протекала река Стор – отсюда и название поместья. После того, как была построена плотина, долина наполнилась водой и превратилась в живописное озеро. 

 

В начале века в британских садах еще главенствовали формальные сады, но к 30-м годам они  стали выходить из моды, как слишком дорогостоящие и трудные в содержании. В 1712 году критик Джозеф Адиссон предложил создавать сады для прогулок, со скромной «вышивкой» лугов, украшенной местами произведениями искусства, с кукурузными полями в перспективе. 

 

Вскоре в поместье появилась круговая дорога для прогулок вокруг озера. Под впечатлением двух пейзажных полотен Гаспара Дюге, которые и ныне сохранены в особняке, был создан «живописный» сад, выражающий собой идеализированную природу. Заслуга в этом принадлежит и внуку Генриха, Ричарду Колту Хору, который осуществил здесь немало деликатных преобразований. За рукотворным озером открываются чудесные виды, весной в разноцветье рододендронов, а осенью – в ярких тонах осенней листвы. В зелени утопают символические постройки, ни одна из которых здесь не случайна.

 

Хорошо осознавая важность водных источников для сада, Генри Хор посвятил им статуи нимфы воды и речного бога, которые установили в куполообразном гроте. Как известно, гроты – римское изобретение, жилище русалок и нимф, поэтому туф и известняк для его постройки были привезены из самой Италии, а снаружи обсажены местной древесной растительностью и папоротниками.

 

Прообразом статуи спящей нимфы  стала знаменитая фигура Ариадны из сада Ватикана. Перед мраморной нимфой высечены строки из стихотворения Папы XV века. К слову, на строительство грота решились не сразу, так как считали, что сырость внутри будет привлекать множество жаб, но позже об этом не пожалели. Купель перед нимфой, наполненная водой, жарким летом позволяла хозяину освежиться во время прогулки, что он сравнивал с магией «азиатской роскоши».

 

Лицом к выходу из грота обращена статуя речного бога, символизирующего реку Стор. Рукой он указывает на Пантеон – кульминационную точку сада, видимую сквозь проем грота на противоположном берегу.

 

Рядом с гротом расположен причудливый готический домик, к которому потомки позже прибавили крыльцо и сделали его более функциональным. Раньше он утопал в растительности, теперь же от него открывается великолепный вид на озеро и Пантеон.

 

Пантеон создан по эскизам любимого архитектора хозяина – Генри  Флиткрофта, работавшего, в том числе, и над храмом Флоры. Это самое красивое и самое важное сооружение сада. Его расположение на полпути окружной дороги дает возможность паузы. Когда-то в нем устраивали пикники и ужины. В нишах Пантеона установлены статуи Дионисия - бога вина и виноделия, и Венеры. Еще несколько женских античных персонажей были посвящены жене и дочерям владельца сада, сейчас они сохраняются в музее, в Лондоне.

 

В строительстве Пантеона нашли отражение юношеские впечатления хозяина от посещения Италии, в саду появилось несколько табличек  со строками из «Энеиды» Вергилия. Вергилий был любимым поэтом  римского императора Августа, с эпохой правления которого британцы связывают отчасти и расцвет своей культуры, политического господства и мира в начале XVIII века. Воздали должное и Альфреду Великому, создателю суда присяжных и «основателю английской монархии и свободы», о чем гласит надпись на посвященной ему трехгранной башне в саду.

 

От старого дома сейчас осталось одно обозначение в виде ворот, увитых девичьим виноградом триостренным, с 1799 года дом расположен в другом месте.

 

Огороженный сад (Walled Garden), который ранее обеспечивал кухню фруктами и овощами, теперь является настоящей сокровищницей. Здесь в теплице, находится самая крупная в стране коллекция пеларгоний. Ее начал собирать Ричард Колт Хор в начале XIX века, привозя редкие экземпляры из Южной Африки, так что к 1821 году их насчитывалось уже более 600 разновидностей. Кроме коллекционирования, он занимался еще и гибридизацией. Растения неоднократно экспонировались на выставках, а один их подвидов был назван в честь владельца коллекции в ознаменование его заслуг перед Английским Королевским обществом садоводов.

 

Неподалеку расположен ледник, которым очень гордился Генри Хор, в нем летом хранили в соломе напиленный на озере лед, который был тогда большой роскошью. Рядом – 400-500-летние каштаны. Повернув за конюшнями в лес, на полянке можно увидеть катальпу бигнониевидную из Индии, посаженную еще в 1791 году (она входит в число первых экземпляров, появившихся в Британии).

 

От дома к западу, за Великим лугом, в конце еловой аллеи, виден обелиск. Эта еловая аллея – первое, что появилось в саду еще в 1730 году. За нею последовали посадки к северу и к югу от озера из широколиственных  (бука, дуба, клена полевого, платана, каштана, ясеня) и хвойных пород (лиственницы, норвежской ели, тиса, кедра ливанского, плакучей ивы на берегу возле грота).

 

Считают, что обелиски ведут свое начало из Древнего Египта. Первыми использовали их для украшения сада римляне, затем мода на них вернулась в эпоху Возрождения. Судьба этого весьма драматична. Первый обелиск был воздвигнут здесь в 1746 году. К 1836 году он стал рассыпаться, поэтому пришлось заменить камень, но уже в 1853 году, после удара молнией, понадобилась новая реконструкция.

 

Рядом на краю газона – 200-летний лириодендрон (тюльпанное дерево), посаженное уже Ричардом Колтом Хором. Его же робкие попытки преобразования сада выразились в Пихтовой аллее вдоль южного склона. Однако со временем часть пихт пришлось все же убрать, поскольку они разрушали гармонию лиственных пород, остались отдельные экземпляры. 

 

Есть здесь каменная арка и небольшой Подземный мир, окруженный величественными падубами, лаврами, тисами и рододендронами, призванными вызвать серьезное, уважительное настроение.

 

Круговая дорога проходит вдоль кромки воды в глубокой тени деревьев, среди которых над лиственными породами с вкраплениями ели преобладает бук. Сейчас прогулочный маршрут намного продлен вглубь, захватив дальние, почти глухие, уголки сада, заросшие древесными растениями с подлеском из разнообразных рододендронов. Раньше же он ограничивался очертаниями пруда, который можно было перейти по дубовому мосту. Теперь мост железный, он был возведен в 1860 году. С моста от южной части сада открывается вид на долину, которая в XVIII веке представляла собой закрытые оленьи угодья. Крутые склоны слева и справа носят название – Солнечный и Теневой, созвучно модному увлечению озеленителей того века игрой света и тени. Здесь предстает картина окружающего поместье деревенского мира, в соответствии с заветами Джозефа Адиссона. Картину деревенской жизни усиливает впечатление от плотины со старинными водными механизмами. Рядом с плотиной – великолепный отвесный водопад, который был сооружен чуть позже плотины, для сброса излишков воды из основного озера в нижний пруд. Автор проекта водопада, В. Бамфилд, к тому времени был уже знаменит созданием аналогичного в саду Хестеркомб в Сомерсете.

 

От плотины путь ведет к арке, которая теперь несет чисто декоративную функцию, а когда-то была частью моста, со временем затонувшего. От нее можно подняться на холм, к храму Аполлона, бога Солнца, без которого античная составляющая сада была бы немыслима. Построен он по образцу самого почитаемого храма в Бельведере, в Ватикане. Отовсюду было видно его отражение в воде, а вокруг холма простирались газоны. Ричард Колт Хол был недоволен такой скромностью, и добавил вокруг лиственные породы с подлеском из благородного лавра. У подножия храма расположились декоративные кустарники и магнолии. А центр острова напротив заняло хорошо заметное отовсюду большое тюльпанное дерево, второе в этом саду.

 

Далее, в сторону деревни, путник попадает к мосту Палладио, прообразом которого послужил одноименный мост и Винченце. Несмотря на его исключительно декоративную функцию, хозяин просил архитектора сделать так, чтобы сквозь арки моста просматривалась вода, словно она спускается из деревни.

 

Готический крест привнес в сад полезную вертикаль, возвышающуюся над коллекцией рододенронов и гуннерами. Он составил прекрасную пару расположенной рядом церкви и придал саду некую сказочность. Эти два здания символизируют преимущество британского образа жизни перед античным миром. Высокий крест с рыночной площади Бристоля воплощает процветание Великобритании в качестве торговой нации, а старая церковь - непреходящую силу протестантской религии.

 

Что касается самой деревни Стоуртон, то Генри II Хор сразу почувствовал, что ее следует оставить, чтобы расширить пространство, в то время как многие владельцы разрушали деревни при создании садов. Но Ричард Колт Хор позже снес несколько построек, лежавших на пути между церковью и садом.

 

У церкви Святого Петра покоятся  и Генри II  Хор, и Ричард Колт Хор и его жена Эстер, которая умерла в молодые годы. Отдана и дань памяти управляющему садом Фрэнсису Фагуану, который руководил работой 50 садовников.

 

Последние годы жизни Генри II Хора были омрачены изменением политической обстановки в стране, войной с Америкой и опасениями за свои банковские дела. Передавая сад в 1773 году во владение внуку  Ричарду Колту Хору, имя которого уже неоднократно упоминалось в нашем повествовании, он взял с него слово оставить банковское поприще ради этого поместья.

 

Еще при создателе сада, вскоре после постройки Пантеона, сюда начали приглашать посетителей, которые оценили его как один и самых живописных в мире. А в 1800 году появился первый путеводитель по саду.

 

Ричард Колт Хор был любителем экзотической флоры, это он наполнил сад рододендронами, сначала интродуцентами, а затем более современными гибридами. Часть постаревших елей заменил лиственными породами – буками, кленами, каштанами, липами. Внутри Пантеона воздвигли большую статую Геркулеса, совершившего, как известно, 12 подвигов. Ричард Колт Хор посвятил ее своей семье лондонских банкиров, которая заработала средства для его свободного существования на природе. Он также посадил лавры у храма Аполлона и собрал коллекцию пеларгоний. Некоторые посетители отмечали, как сокращается площадь газонов и появляются все новые кустарники.

 

Выполнив волю деда, он сосредоточил свою жизнь на саде и любимой библиотеке, оставшись после раннего ухода жены одиноким и бездетным. После его смерти поместье перешло в 1838 году к его сводному брату Генри Хью - он восстановил связь с банком, который заплатил за реставрацию обелиска и пристройку портика к дому.

 

Через 3 года владельцем Стоурхеда стал его сын Генри Хор, который повторил путь Ричарда Колта Хора и сразу же ушел из банковского бизнеса. Он занимался больше поддержанием построек и посадкой лесных пород с целью коммерческого использования. Но в саду благодаря ему появились недавно интродуцированные в Британию хвойные растения с американского континента – тсуга и псевдотсуга, туя складчатая, кипарисовик Лавсона, метасеквойя глиптостробусовая, араукария чилийская.

 

Сын Генри Хора, владевший поместьем с конца XIX до середины XX века, уже не работал в банке, он разводил здесь лошадей и лелеял сад. Довольно заросший к тому времени, сад был расчищен от подлеска и буйствовавшего лавра, спасен грот и бристольский крест, посажены новые декоративные кустарники, и особое внимание уделено рододендронам.

 

Страдавший ревматизмом, хозяин оказался в инвалидной коляске, и в 1936 году решил передать Стоурхед в Национальный фонд. За год до урегулирования всех правовых вопросов, которое случилось лишь к 1946 году (это был первый прецедент передачи подобного владения государству), Генрих скончался. Всего на 6 часов пережила его верная супруга.

 

По выражению одного из великих современников, «Хоры жили, чтобы наслаждаться превращением пустыни в рай». Все знают – чтобы вырастить английский газон, нужно 300 лет. Примерно так обстоит дело и с садом, как следует из истории этого английского семейства, подарившего своей стране прекрасный образец ландшафтного искусства и преданности садовому делу.

 

 

Фото: Рита Бриллиантова, Светлана Чижова

Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед Стоурхед

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

Где купить?
(499) 906-4650 опт,розн,услуги
(495) 485-8642 розн

agrotehcom.ru
 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет