закрытьX

Цветы, живущие в вещах

Рубрика: Репортажи

Автор: Чечеватова Татьяна
биолог

В музее декоративно-прикладного искусства с 25 марта по 25 мая 2015 г. проходит выставка «Цветы, живущие в вещах».

 

Цветы - самое красивое и поэтичное создание природы - всегда находили место в жизни людей. Они прочно вошли в обыденную жизнь, украсив своей хрупкой красотой наши вещи. Мы давно не обращаем внимания на постельное белье, тарелки, обои и платочки «с цветочками», считая их атрибутом быта. Попробуем оглядеться и посчитать прямо сейчас, сколько предметов с изображением цветов находится вокруг нас. Одних только материалов, которые используют для изображения цветов, около десятка: ткани, ковры, дерево, стекло, керамика, фарфор, кость, бисер и другие.

 

К цветочной теме в своем производстве первыми обратились поставщики посуды. Чем украсить предметы посуды, чтобы не испортить настроение и аппетит сидящим а столом? Самый беспроигрышный вариант – цветы и арабески. Несмотря на долгий и сложный путь создания собственного фарфора, российские фарфоровые фабрики в XIX веке сумели насытить своей продукцией весь рынок России, начиная от дешевых изделий до уникальных произведений искусства. Производство больших сервизов было делом кропотливым и трудным, ведь каждый предмет сервиза, зачастую насчитывавшего до нескольких сотен предметов, расписывался художниками вручную. Вот почему предметы из одного сервиза можно было отличить лишь по стилю оформления, сходной архитектуре и орнаменту. Ручная роспись делала каждый предмет неповторимым. Примером таких предметов ручной росписи может служить пара тарелок фабрики Попова.

 

Тарелки мелкие с цветочной росписью. Россия, середина XIX в., Московская губерния, Дмитровский уезд, с. Горбуново, завод А.Г. Попова. Фарфор, рельеф, крытье, роспись надглазурная

 

Фарфоровый завод Гарднера, основанный в 1754 г. англичанином Францем Гарднером, был первым частным фарфоровым производством в России и предшественником производства Попова. Изделия Гарднера не уступали по качеству мейсенскому фарфору, зато были дешевле благодаря сокращению перевозок и отсутствию пошлин. Россияне среднего достатка по достоинству оценили продукцию российского производства. Нашла она признание и при дворе Александра II. С 1856 г. фабрика «Мануфактур Гарднеръ» стала поставщиком императорского двора и получила право ставить в качестве клейма российский герб – двуглавого орла. Такая честь была сродни знаку качества.  В 1892 г. завод был куплен М.С. Кузнецовым и стал частью «Товарищества М.С. Кузнецова».

 

 

Присутствует на выставке и тарелка из уникальной серии «Розы» князя Юсупова. Ручная роспись достоверно воспроизводит точное ботаническое изображение разных сортов роз из атласа «Розы», изданного в 1817-1824 гг. в Париже. Под каждым изображением даже есть надпись с названием сорта.

 

 

Изображения цветов издавна широко используются в ткацком производстве.  Шали вошли в европейскую моду  в конце XVIII века с легкой руки жены Наполеона Жозефины. К легким полупрозрачным туникам, вошедшим тогда в моду, необходима была теплая шерстяная вещь, хорошо сочетающаяся со свободными складками туники. Индийские кашемировые шали и стали таким удачным дополнением. Занесенные парижской модой в Россию, они прочно прижились в холодном климате, который только способствовал популярности теплых шалей. Так появилась настоятельная потребность в производстве отечественных шалей.

 

В середине XIX века купцы Я.И. Лабзин и В.И. Грязнов наладили выпуск шелковых и шерстяных шалей на Павлово-посадской мануфактуре. С 1865 г. продукция «Торгового дома Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова» неоднократно отмечалась призами российских и международных выставок.

 

Основным сюжетом рисунков шалей были цветочные орнаменты. Нанесение рисунка на ткань осуществлялось с помощью резных деревянных форм. Для набойки сложных узоров с большим набором цветов требовалось более 400 наложений досок. И при этом требовалась исключительная точность, ведь каждая доска несла лишь один цвет. Сейчас технология фотофильмпечати позволяет воспроизводить все детали и оттенки рисунка на ткани. Уже полтора века цветы ярких павлово-посадских шерстяных шалей согревают сердца и плечи россиянок, они успешно экспортируются и считаются одним из самых престижных подарков из России за рубежом.

 

 

Раньше многих других материалов рисунки цветов стали использовать в обивочных тканях и обоях. В залах выставки представлены образцы ткани «кретон» - эта плотная хлопчатобумажная ткань с набитым узором широко применялась в России в XIX веке. для обивки мебели, драпировки, занавесей и даже оклеивания стен.

 

Декоративная ткань «кретон». Россия, Москва, конец XIX - начало XX в., Фабрика Эмиля Цинделя. Хлопок, механическая печать

 

В середине XIX века рукоделие стало одной из обязательных форм женского досуга. Всех девушек обучали этикету, искусствам и рукоделию. Мода на рукоделие нашла отражение даже в мебельном производстве: появились специальные столики для рукоделия. Сидеть с пяльцами в руках было не зазорно даже при гостях. Одно время дамы наносили друг другу визиты, держа при себе сумочку для рукоделия. Постепенно всеобщее увлечение вышиванием перешло в еще более кропотливое бисерное шитье. Бисером вышивали сумки, кошельки, картины, чехлы для зонтов, панно и многое другое. И, конечно, цветы были основной темой таких работ.

 

 

В XVI-XVII вв. Европа впервые познакомилась с лаковыми изделиями Востока. Они быстро вошли в моду, возникший спрос породил создание собственных лакирных мастерских, поначалу подражавших восточным моделям и рисункам (такие изделия «под Китай» назывались  «ширнуазри»). Но в XVIII веке восточные сюжеты уступают место европейским темам: букетам, пейзажам, жанровым сценкам в стиле Ватто.

 

Первые лаковые панно были привезены в Россию при Петре I. В первой половине XIX века в окрестностях Москвы и Петербурга  возникли мастерские по производству лаковых изделий. В Москве были широко известны фабрика Лукутина, завод Аустена и мастерские братьев Вишняковых. Лаковое производство в России началось в 1795 г. с лаковых козырьков для армейских фуражек в с. Данилково (позже слившемся с Федоскино). Помимо козырьков, владелец П.И. Коробов наладил выпуск простеньких лаковых табакерок, на крышку которых наклеивали картинку и покрывали светлым лаком. Особенно популярными после 1812 г. были коробочки с тематикой только что отгремевшей отечественной войны.

 

В 1817 г. фабрика переходит в руки зятя владельца – П.В. Лукутина, который развивает технологию и производство, выводя их на уровень экспортных товаров. В 1828 г. за высокое качество продукции Лукутину было предоставлено право клеймить свои изделия государственным двуглавым орлом или инициалами владельца фабрики.

 

Расцвет производства пришелся на вторую половину XIX века. Лукутинская фабрика просуществовала более века рядом с мастерскими Вишняковых, занимавшимися росписью лаковых изделий и созданными в 1825 г. братьями Вишняковыми - откупившимися на волю крепостными гр. Шереметева.

 

К концу XIX века в связи с появлением нового увлечения – фотографии – интерес к лаковой миниатюре падает. В 1904 г. фабрика закрывается.  В 1910 г. в дер. Семенищево безработные мастера Лукутина и Вишнякова создают артель. В обнищавшей революционной России лаковые миниатюры не находят спроса. Но в 1923 г. они получают признание на ВСХВ, продукция начинает экспортироваться. Искусство федоскинской лаковой миниатюры обретает второе дыхание.

 

 

Лаковая роспись поражает чистотой и прозрачностью цвета и удивительным ощущением света, исходящего от рисунка. Добиваются такого эффекта с помощью двух способов росписи: непрозрачными «плотными» красками, скрывающими фон, и лессировочными прозрачными красками, наносимыми на слой металлического порошка или перламутра, и дающими эффект подсветки изнутри. Обычно мастера используют оба способа росписи в изделии, даря рисунку чистый светящийся фон и внутренний свет.

 

Хорошо знакомые нам яркие жостовские подносы выделились в самостоятельное направление из производства Лукутинских лаковых миниатюр в середине XIX века. Очевидна преемственность таких методов обработки изделия, как метод грунтовки, приемы послойной живописи, письма по перламутровым инкрустациям и металлизированному фону. Эти традиции особенно ярко просматриваются в работе 1826 г. Афанасия Вишнякова. История создания подносов начиналась с росписи блюд из папье-маше.

 

 

Постепенно сложился определенный стереотип жостовского подноса. Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет. Создание декоративного подноса имеет свою особенность: в горизонтальной плоскости - это поднос, а в вертикальной – картина. А рождается каждый поднос так…

 

Получив загрунтованную и лакированную заготовку (чаще она бывает черного цвета) мастер начинает роспись без предварительного рисунка, особенностью работы является метод свободно-кистевой росписи. Сначала наносится подмалевок - это «раскладка основных цветовых пятен и грубая проработка объёма и формы основными тонами краски». Потом прорабатывают тени, переходя от темных тонов к светлым, прорисовывают светлые места и завершают роспись, связывая композицию в единое целое травами и стеблями. Последовательный переход от темных тонов к светлым верхним слоям позволяет создать объемность и эффект подсвечивания букета из глубины.

 

Жостовский поднос обрел свое место «прописки» лишь в 1960 г., когда была  создана Жостовская фабрика декоративной росписи.

 

 

Конец блестящего XIX века нашел отражение в стиле модерн с его причудливо изогнутыми линиями, асимметрией, романтичными растительными орнаментами и рисунками. Цветная керамика – излюбленный материал художников этой эпохи, а ирисы – символ модерна. В кашпо «Ирисы» ярко представлены все особенности стиля.

 

 

Выставка «Цветы, живущие в вещах» знакомит нас не только с множеством способов привнести в быт и сохранить красоту цветов в вещах, но и с историей декоративно-прикладного искусства России.


Фото автора

 

 

Шелковая лента и пояс Россия? Вторая пол. XIX в. Из коллекции тканей профессора Б.К. Жука. Шелк, ткачество Пресс-папье. Россия 1860-70-е гг. Петергофская гранильная фабрика. Поделочные камни, флорентийская мозаика Брошь «Букет роз» Авт. Ю.А. Эминов, Россия, г. Кисловодск, 1951 г. Кость, металл, резьба Поднос-панно «Астры» Авт.Графов Б.В. Россия, Жостово, 1980-е гг. Железо, масло, лак, перламутр, ковка, роспись Лента бисерная. Россия, первая половина XIX в. Бисер стеклянный граненый и круглый, холст, вышивка Платок головной парчовый. Московская губерния, Коломенский уезд, середина XIX в., шелк, нити металлические, бахрома металлическая, ткачество ручное
 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет