закрытьX

Цветы – символ радости

Рубрика: Репортажи

Автор: Чечеватова Татьяна
биолог

 

В малом выставочном зале дворца Алексея Михайловича в Коломенском проходит  выставка «Цветы – символ радости» (время проведения 10.10-10.11.2013), сопровождающаяся мероприятиями, рассказывающими о разностороннем использовании цветов – в живописи, в ароматических маслах и чаях. Значительное событие выставки – выступление писателя и искусствоведа Леонида Владимировича Лернера с презентацией альбомов Артура Фонвизина и Аллы Беляковой. Учитель и талантливая ученица, художник и его муза… так можно охарактеризовать  отношения этих людей, объединенных любовью к искусству акварели.

 

Зал работ современных художников встречает нас экспрессией симфонии  раннего летнего утра, когда луговые цветы искрятся капельками утренней росы под первыми лучами солнца (Сусоева Д.М. «Утренняя роса»). Кружит голову запах черемухи, жасмина и сирени (Охримец О.Е. «Черемуха», Лукинский Н.А. «Жасмин», Гаврилица С.В. «Букет»).


 

Подсолнухи, впитавшие в себя летнее солнце, будто светятся сами и готовы служить фонариками в сумерках (Чаляева Е.В. «Подсолнухи»). Стрелиция и трепещущая колибри раскрылись навстречу друг другу, словно родственные души (Борисова И.Е. и Баканова А.Г. «Иллюзия»).



Современные возможности творить красоту расширяются за счет использования новых выразительных средств, материалов и техник. Но художник всегда живет в своих работах, будь то живопись, коллажи, витражи, мозаики, флористические композиции или другие неведомые нам новые формы (Петрова О.Ю. «До свидания, лето, до свидания!». Панно в технике «Ошибана»).

 

Современные мозаики соседствуют  с классическими филигранно выписанными букетами на темном фоне с хорошо узнаваемыми ботаническими особенностями цветов и обязательным присутствием птиц или насекомых в стиле старых голландцев (Тернакова Н.П. «Ваза с цветами и синицей»).



Уютом и покоем веет от скромного деревенского букетика незабудок (Сироткин А.И. «Деревенский букет»).  Светом и умиротворением лучится букет астр на подоконнике (Сафронова Н.В. «Астры»). Красота и гармония цветов делает мир светлее и дружелюбнее! 

 

        

Последний зал выставки посвящен акварелям заслуженного деятеля искусств РФ, члена Союза художников СССР Аллы Беляковой (1914-2006). Ее радостные, трепетные работы складываются в мир светлый и удивительный. 

 

Алла Белякова родилась в дворянской семье и, как всех девочек из «хороших семей», ее окружали в детстве книги и музыка. Высшего образования во вновь образовавшемся Советском Союзе ей получить не удалось из-за дворянского происхождения. Окончив конструкторские курсы, она стала работать в архитектурном институте, после войны переехала из Туркестана в Москву и устроилась на работу в Академию архитектуры.  Ей довелось близко познакомиться с кругом творческой интеллигенции – архитектором Габричевским, музыкантами Нейгаузом, Рихтером, Софроницким, библиоманом и знатоком поэзии Б.Г. Макеевым. Ей было 34 года, когда она с первого взгляда влюбилась в акварели Артура Фонвизина и стала его ученицей. Начав свой путь в искусство с любительского кружка, Белякова настолько увлеклась акварелью, что оставила работу в Академии архитектуры и целиком отдалась живописи.

 

Будучи человеком одаренным и разносторонним, Алла Михайловна любила и понимала поэзию и музыку. Образы сами сливались со звуками и словами. Цветы под ее кистью всегда пели. В своих стихах она позже писала:

«Любовь моя навек застыла

В росе,

В звезде,

В цветке,

В воде».

 

Кстати о звездах… Уважение к ней и ее творениям и впрямь отразилась в звезде. В честь Аллы Михайловны Беляковой назвали одну из вновь открытых звезд в созвездии Девы.

 

Дача одной из учениц Фонвизина, где проводились занятия, была полна цветов, которые, как правило, и становились сюжетами натюрмортов.


 

Обучение включало не только овладение техникой акварели, но и умение создавать композицию натюрморта.  Учитель подолгу тщательно подбирал и компоновал предметы с учетом распределения цветовых пятен и пространственного сочетания. Это было самым трудным, по словам Беляковой. Фонвизин демонстрировал на практике, как уловить главное – ритм и цвет каждой постановочной композиции.

 

Он учил не просто писать с натуры, а еще и слышать мелодию, создаваемую композицией. В этом ему помогал патефон, чаще всего во время занятий звучали любимые романсы Фонвизина. Алла Михайловна легко находила музыкальные ассоциации  с акварелью. Ее работы отличаются гармонией красок и, если прислушаться, вызывают в памяти каждого зрителя свою мелодию. Ей удается передать настроение каждого отдельного цветка в букете, отразить его «музыкальную партию» в звучании всего оркестра натюрморта.

 

Разнообразие цветов в ее работах отражает все четыре времени года, начиная с весенних черемухи, тюльпанов, нарциссов, сирени, переходя к летним ромашкам, василькам, клеверу, пионам, лилиям, анютиным глазкам и завершая осенними флоксами, подсолнухами, астрами, георгинами, гортензией и красной рябиной («Пионы в розовой вазе», «Сирень», «Букет и веточка рябины»).



От учителя Белякова переняла технику письма акварелью: писать по сухому листу, не увлажняя его заранее, а беря на кисть побольше влаги, чтобы краска текла свободно, писать сразу с натуры без карандашного наброска, не используя белил, оставляя незакрашенными белые пятна на листе. Рисунок с предварительным карандашным наброском откладывался, и акварель начиналась с чистого сухого листа. От интенсивной яркой палитры она постепенно переходила к более нюансированной проработке пространства оттенками цвета. Этому она научилась у Фалька.

 

Картины художницы хранятся в Третьяковкой галерее, ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаже. Сейчас с ее творчеством можно познакомиться на выставке «Цветы - символ радости» в Коломенском и в галерее «АртНива», созданной одной из учениц Аллы Беляевой.

 

Творчество обоих художников - учителя и ученицы – неразрывно связано не только преемственностью техники акварельной живописи, но и общностью восприятия окружающего мира. Без Фонвизина никогда не было бы художницы Беляковой, но и без Беляковой творчество Фонвизина существенно обеднело бы. Именно поэтому их работы часто рассматривают вместе, как дополняющие друг друга и развивающие технику акварельной живописи на протяжении всего ХХ века.

 

Работы Фонвизина не представлены на выставке в Коломенском. Они хранятся в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Русском музее. На презентации с ними можно познакомиться по альбому  «Артур Фонвизин «Я посылаю вам портрет».

 

Живопись корифея акварели Артура Фонвизина (1882-1973) всегда отличалась праздничным восприятием мира, этим она и притягивала публику в самые тяжелые времена («Натюрморт с гранатами», «Весенний натюрморт»).



Родившись в семье лесничего, мальчик в детстве страдал аутизмом. Единственным развлечением были редкие походы в цирк при поездках в город. С такого посещения и началась его страсть к рисованию и волшебному яркому миру цирка (Фонвизин А.В. Портрет Н.А. Кравченко).

 

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда Фонвизин поступил в 1901 г., ему закончить не удалось… он был исключен вместе с М.Ф. Ларионовым и С.Ю. Судейкиным, называвшими себя  «ниспровергателями старого искусства». Его работы экспонировались на выставках «Голубая роза» 1907 г., «Бубновый валет» 1910 г., «Мишень» и «Ослиный хвост» 1910-12 гг. После 1914 г. он жил в Тамбовской губернии, где преподавал живопись. В 1927 г. вернулся в Москву, где вступил в Ассоциацию художников революционной России и увлекся техникой акварельной живописи, перерабатывая и создавая ее для себя заново. Обретя себя в акварели к 50-ти годам, Фонвизин оставался верен ей всю жизнь, несмотря на предупреждение коллег-художников, что акварели его не прокормят.

 

Круг его сюжетов был ограничен любимыми темами: женские портреты, пейзажи, натюрморты и цирк, с детства оставшийся праздником в душе. Он многократно возвращался к одному и тому же любимому сюжету, портрету или пейзажу. Так, он написал 50 портретов Аллы Беляковой, и каждый раз они получали новое звучание, оставаясь при этом узнаваемыми. Он многократно писал беседку, увитую каприфолью, где проходили занятия с ученицами, и каждая написанная им акварель несла свою мелодию и настроение.

 

Картины Фонвизина - легкие, воздушные, мерцающие и свежие, то пронзительные и будоражащие, как мартовская капель, то ласковые и теплые, как майские сумерки.

 

В 1936 г. состоялась первая персональная выставка Артура Фонвизина в главном художественном музее столицы - в ГМИИ им. Пушкина. Вслед за взлетом последовала зависть и опала: в 1937 г. Фонвизина объявили одним из главарей «шайки формалистов» вместе с Фальком и Фаворским. Свободная манера акварельного письма Фонвизина с тонкими красочными переходами и новым ритмом больших цветовых пятен шли в разрез с принятыми установками соцреализма. В 1940-х гг. он пишет серию портретов театральных актрис, в 1950-60-х гг. концентрируется на пейзажах, при этом он постоянно возвращается к миру цирка и цветам. («Ваза с цветами и виноградная кисть», «Красные гладиолусы»). За три года до смерти в 1970 г. Фонвизину было присуждено звание заслуженного деятеля искусств РФ.

 

 

Глубже понять и услышать мелодию акварелей Аллы Беляковой и Артура Фонвизина помогло выступление писателя и искусствоведа Леонида Лернера, долго работавшего над архивами художников и увлекательно рассказавшего о них на презентации  недавно выпущенных альбомов-монографий «Алла Белякова. «Цветы – это поэзия, музыка… тайна» и «Артур Фонвизин. «Я посылаю вам портрет». 



Когда не балует погода и все яркие краски смыты дождем, три маленьких уютных зала с цветами в Коломенском подарят вам тепло, красоту и позитивные эмоции художников, перенесенные на холст и бумагу.

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет