Фитотерапия - наука древняя, в ней, естественно, сохранились свои легенды и предания. Одной из таких загадок является мандрагора. Больше она упоминается в исторической литературе, чем в ботанической, причем преподносится как магическое и зловещее растение. Но попробуем разобраться где сказка, а где правда.
Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum) и близкий европейский вид мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis syn. Atropa mandragora, Mandragora praecox, Mandragora acaulis, Mandragora vernalis) относятся к семейству Пасленовых (Solanaceae). В диком виде они встречаются в Средиземноморье и Южной Европе. Корень веретеновидный, мощный, мясистый, толстый, до 60 см длиной. Листья крупные, короткочерешковые, яйцевидно-продолговатые, часто с неравнозубчатым краем. Цветоножки несут по одному цветку, имеющему большую пятизубчатую чашечку и зеленовато-жёлтый венчик около 3 см в диаметре. Плод — жёлтая шаровидная ягода.
В западной Туркмении (Копетдаг) в 1942 описан новый вид мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica). Это многолетнее растение с распластанными на земле листьями, похожими на листья табака. Среди листьев к весне созревает гроздь — до тридцати оранжевых плодов, похожих на томаты, с запахом дыни. Цветет в мае. Плоды созревают в июле—августе.
Это одно из старейших лекарственных растений. Оно упоминается в папирусе Эберса, одном из первых письменных источников человечества по фитотерапии, под забавным названием «дья-дья». Пифагор называл ёё «человекоподобной». А название Мандрагора придумал ещё Гиппократ.
В средние века верили, что обладатель мандрагоры приобретает на вечные времена молодость, любовь, красоту и счастье, что мандрагора помогает разыскивать зарытые клады. В общем, перспектива заманчивая, но выкопать её было не так просто. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни.
В то время рассказывали о якобы смертельной опасности, грозящей человеку при выкапывании корня мандрагоры. Чтобы вырвать его, нужно было стать лицом к западу, очертить место три раза мечом, затем привязать растение к хвосту черной собаки и заставить ее вырвать корень. При этом будто бы раздавался ужасный крик мандрагоры (вспомните фильм «Гарри Поттер»). Собака, вырвав корень, немедленно издыхала. Если же человек пытался вырвать мандрагору сам, то и он погибал. Эта легенда нашла отражение в стихотворении И. Бунина «Мандрагора» :
Мандрагора из могил расцветает,
Над гробами зарытых возле виселиц черных.
Мертвый соками тленья Мандрагору питает —
И она расцветает в травах диких и сорных.
Корень мандрагоры формой несколько похож на человеческую фигуру. А чтобы сходство было еще больше, выращивая, их подрезали и обвивали нитками так, чтобы они приобрели форму, напоминающую человечка. Эти корни наряжали в цветные лоскутки, как кукол, и странствующие знахари продавали их по очень высокой цене, в 50—60 талеров. А рекомендовалось купить их в качестве талисмана, увеличивающего плодовитость женщины и сохраняющего вечную молодость. Она упоминается в средневековых травниках. Так известно, что Альберт Великий (1193-1280), доминиканский монах, теолог, алхимик и философ, изучавший труды арабских и древнегреческих врачей, рекомендовал мандрагору в качестве обезболивающего средства. Но, учитывая ядовитость, применение этого растения было довольно опасно.
Все эти суеверия были настолько распространены, что корень мандрагоры даже в книгах XV века изображался в виде фигуры человека. И только в 1560 году ботаник Бок в своем «Травнике» впервые изобразил мандрагору как обыкновенное растение.
Авиценна называл мандрагору Й-абрух, т.е. идолом, созданным природой, имеющим человеческий облик. Рекомендовалось давать больному 2,1 г сока растения с вином перед операцией, для того, чтобы он крепко заснул. Соком (молочком) корней сводили веснушки, кровоподтеки. Корень мандрагоры к толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а намельченный корень вместе с толокном — к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь.
Сок (слезу) мандрагоры в дозе 0,7 г применяли как абортивное средство, вводя его во влагалище. Сок из корней и плодов этого растения смешивали с вином и давали как снотворное средство.
Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной и осенней содержат алкалоиды гиосциамин (0,17— 0,36), скополамин (0,04%) и др. алкалоиды из группы тропана; действие их подобно действию белладонны. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. В корнях мандрагоры туркменской содержатся алкалоиды (до 0,35%), найден гликоалкалоид соланин.
В настоящее время мандрагора в научной медицине практически не применяется. А в народной медицине ее изредка используют как болеутоляющее при подагре и ревматизме (наружно). Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств против желудочно-кишечных заболеваний, а также мышечных, суставных и невралгических болей.
В гомеопатии используется эссенция из свежей травы для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и головных болей, а препараты из корня при нарушениях кровообращения, нарушениях желчеотделения и заболеваниях печени, а также ишиасе.
Ничего страшного и волшебного у этого растения не оказалось, кроме легендарной истории. Да и выращивать ее в качестве экзотики в наших условиях не имеет смысла – мандрагора слишком теплолюбива.