закрытьX

Стилистика сада
подробнее

Китайские сады

Рубрика: Полезная информация

Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея  сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день.

 

Типы садов

 

Условно различают 6 типов китайских садов – императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.

 

Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина.  Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.

 

В отличие от императорских, частные сады, столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны  с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.

 

Особенности планировки и использование основных  ландшафтных компонентов

 

По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался  «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.

 

Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада – способность «в меньшем увидеть наибольшее». «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», - пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.

 

Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента – воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в  то время как  струящаяся вода – символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».

 

Другой непременный элемент китайских садов – камни. Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии – воду, деревья - и создания рук человеческих – архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались  искусственные горки  из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.

 

Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья. Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны – символ благородства, «деревья счастья» - персик и слива  - и, конечно, магнолии, камелии, ивы, гинкго. Почти в каждом китайском  саду  можно встретить бамбуки – символ благородства и жизненной стойкости.

 

Из цветов особое поклонение в Китае вызывал  древовидный пион, заслуживший титул «царя цветов». Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов – лотосы. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией. Вообще же, все растения  китайского сада имеют свою символику, поэтому для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений – символичность лежит в основе китайской культуры и даже китайского образа мыслей. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна – долголетие и силу характера, пион – богатство и знатность, яблоня – широту души.

Обычно в саду создавали уголки, предназначенные  для посещения в разные времена года. Так, в «зимнем» пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в эту пору слива, а также некоторые другие раннецветущие растения. «Весенние» пейзажи украшали сакура,  жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и прочие растения, наиболее декоративные в это время года. В «летних уголках» сада сажались летние цветы и лиственные деревья – дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев  и тонким ароматом цветущих мандариновых  деревьев.

 

Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя в них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже своего рода «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Может быть, в этом и есть главный урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.

 

По материалам журнала «Стильный сад» и книг:
Неухоженко Н.А., «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной  архитектуры» СПб, 2004;
Ожегов С.С., «История ландшафтной архитектуры» М, 1993

 

 

 

 


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет