закрытьX

Стилистика сада
подробнее

Стихия текучих линий

Рубрика: Полезная информация

Модерн, арт нуво, либерти – все это разные обозначения одного и того же изысканного художественного стиля, покорившего просвещенный свет в конце XIX – начале XX столетий. «Новое искусство», пришедшее на смену эклектизму, провозгласило идеи органической целостности содержания и формы объектов, приоритета плавных, текучих объемов, ясности и чистоты линий, сложной игры цветовых нюансов. Отзвуком тонких настроений искусства Востока в произведениях модерна стала изысканная стилизация природных форм.

 

Обращаясь к садовому искусству, будет, однако, затруднительно составить представление о своеобразии садов модерна в отличие от садов и парков реннесанса, классицизма или иных великих исторических стилей. Модерн, по существу, не вырос в полноценный новый стиль, т.е. такую систему художественных принципов, которая выражалась бы во всех проявлениях культуры данной эпохи. Он утвердился в основном в архитектуре, дизайне, живописи и декоративно-прикладном искусстве.

 

Все многообразие садовых стилей фактически укладывается лишь в два основных: регулярный (формальный) и пейзажный.

 

Первое стилевое направление (древнейшее в садово-парковом искусстве) основано на правильных геометрических формах и симметрии элементов сада. Регулярный планировочный принцип означает создание «искусственной» природной среды, полностью подчиненной воле и прихотям человека.

 

Второе направление, напротив, отвечает нашему стремлению слиться с окружающей  природой, запечатлеть ее естественную красоту. Строго говоря, созданные человеком ландшафтные сады нельзя назвать «естественными», однако порой они стилизованы под натуральные пейзажи настолько искусно, что представляются настоящими эталонами природного совершенства.

 

 

Произведения садово-паркового искусства, определяемые как сады в стиле модерн, на самом деле, относятся к пейзажному направлению. Мягкие и гибкие очертания форм рельефа и траекторий дорожек, отсутствие прямых углов и линий, правильных геометрических форм, выраженная асимметрия цветников, водоемов, декоративных растительных групп, цветовые и фактурные контрасты посадок – все это органично сочетается с принципами пейзажного стиля.

 

И все же, какими приемами воспользоваться, чтобы попытаться воссоздать в саду поэтическую, декадентскую атмосферу модерна? Некая принадлежность сада к этому стилю может достигаться введением силуэтов насекомых, птиц, гибких женских фигур (русалок) в детали беседок и мостиков, пергол и трельяжей, а также использованием типичных для модерна растительных орнаментов в кованых оградах, элементах декора дома.

 

Ваза Э. Галле. Многослойное стекло, резьба, 1900 гДиван Ч. Р. Макинтоша

 

Кроме того, желаемый эффект помогут создать высаженные деревья с плакучей  или зонтикообразной формой кроны: привитые формы ивы, рябины, вяза или березы. В таком саду вполне уместны вьющиеся и ползучие растения, характерные для флореальной пластики и росписей модерна – девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок, ипомея, душистый горошек, настурция, тыква и кабачки. В общую картину прекрасно вписываются плетистые розы, способные создавать причудливые криволинейные узоры, а вот изящную глицинию, к сожалению, придется оставить для южных садов.

 

Необходимый штрих – разбивка цветников, преимущественно миксбордеров. Именно здесь царят во всем своем великолепии цветы, ставшие символами модерна – маки, пионы, ирисы, лилии, нарциссы. Динамичные миксбордеры, постоянно меняющиеся в своем непрерывном цветении, словно змейка, извиваются между яркой зеленью газона и темно- зеленым фоном кустарников.

 

Витраж Л. Тиффани, 1898-1900 г., Бостон, МассачусетсДраконовы врата архитектора Антонио Гауди, 1884-87 г., Барселона

 

Сад, тяготеющий к стилю модерн, создается как сплав красоты и пользы. Тем не менее роль красоты и декоративности в нем неизменно преобладает, поэтому не стоит, пожалуй, устраивать на участке хозяйственный двор и полноценный огород. Да и плодовый сад здесь будет выполнять в основном декоративные функции.

 

Возникновение модерна на заре прошлого века не привело к созданию нового, самостоятельного садового стиля, но внесло дополнительную толику изящества и символизма в пейзажное направление садово-паркового искусства.

 

Для художников, дизайнеров, архитекторов растительный мир послужил богатейшим источником идей и образов. Магия природы, очарование садовых трав и цветов воплотились во многих оригинальных творениях модерна. Поэзия изогнутых листьев и стеблей в архитектурных шедеврах А. Гауди, мистическая красота ирисов и примул, полускрытых гибкими ветвями в резной мебели Ч. Макинтоша, утонченная чувственность плавных форм орхидей, калл и лилий в изумительном цветном стекле Э. Галле и Л. Тиффани останутся в веках, как напоминание об этом изящном и динамичном декоративном стиле.

 

Андрей Лысиков,

кандидат биологических наук

(По материалам журнала «Стильный сад», январь 2004)


Быстрое меню раздела

Новостная рассылка

Свежие статьи и обновления
Последние новости и события
Никакого спама!

 
Что почитать
 
Хотите быть всегда в курсе?
Присоединяйтесь к группам GreenInfo.ru в социальных сетях
или
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Отправляем каждый четверг
Я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие обработку, хранение и передачу указанных мной персональных данных согласно Политики конфиденциальности
закрытьX


Да  Нет