XVIII век стал революционной вехой в истории европейского садового искусства. На смену регулярным садам и паркам эпохи барокко пришла мода на пейзажный стиль. Правильная, регулярная конструкция сада стала восприниматься как насилие над природой, а естественность и подражание природе были объявлены высшей ценностью. Известно любопытное высказывание современника об «отце нового садоводства», знаменитом англичанине Уильяме Кенте (1685-1748): «Он перескочил через садовую изгородь и увидел, что вся природа – сад».
Поправленные рукой художника природные ландшафты с их живописными холмами и рощами, тихими озерами и журчащими ручьями в XVIII веке стали считаться эталоном среды обитания. Сады, созданные в новом стиле, были лишены искусственной симметрии и показной декоративности. Правда, иногда в уединенных уголках парка можно было, словно невзначай, набрести на полуразрушенный павильон или таинственный грот, заросший мхом и папоротниками. Здесь можно было перевести дух после долгой прогулки, отдохнуть или просто уединиться в интимной обстановке.
Основные особенности пейзажного стиля
Всю красоту пейзажных садов нельзя почувствовать сразу, она раскрывается постепенно, во время неторопливых променадов. За каждым изгибом садовой дорожки взору предстают все новые и новые картины и перспективы. За кажущейся естественностью стоит кропотливый труд садовников, которые создают картины пейзажного парка, как живописец пишет театральные декорации.
Важное значение в садах пейзажного стиля имеет чередование открытых и закрытых пространств (лужайки, водная гладь озер и рек, древесно-кустарниковые посадки), а также создание живописных перспектив. Наиболее эффектные виды открываются из так называемых видовых точек: за поворотом дорожки, с вершины холма, берега водоема… Как правило, такие места отмечены беседкой или просто скамейкой, где приятно посидеть, любуясь открывающимся красивым видом.
Использование ландшафтных компонентов
Главными элементами рельефа в пейзажном саду становятся округлые формы холмов и возвышенностей, покрытые сочной зеленью откосы речных долин. Широко используются камни (отдельные валуны и группы камней).
Динамичность струящейся воды проявляется уже не в фонтанах, как в садах барокко, а в более естественных и спокойных формах – родниках, ручьях, реках. Спокойная водная гладь прудов и озер становится важным компонентом всего пейзажа, создавая соответствующее настроение для неспешных прогулок.
В пейзажном саду деревья и кустарники растут естественными живописными группами. Кажется, что они всегда росли на этом месте, хотя их и посадила рука опытного садовника. Очень ценятся старые отдельно стоящие деревья (солитеры), особенно с искривленным стволом и причудливо изогнутыми ветвями. В регулярных садах такого рода деревья были бы в лучшем случае всего лишь «диковинными уродцами», в пейзажных же парках они ценятся за неповторимую индивидуальность.
Наряду с «солирующими» деревьями большое значение в ландшафте пейзажного сада играют группы деревьев и кустарников. Их высаживают таким образом, чтобы «заиграли» форма и окраска листьев, цвет и фактура кроны, особенности ветвления.
Вместо замысловатых по очертанию клумб, засаженных низкорослыми цветами, образующими ковровый узор на зеленом фоне, в пейзажном парке цветы растут в свободных композициях. В миксбордерах на заднем плане обычно высаживаются высокорослые растения, а на переднем – низкорослые. Причем их специально подбирают по срокам цветения, чтобы композиция в любое время года радовала глаз. Естественно смотрятся в пейзажных садах луговые газоны, на которых наряду со злаками растут полевые цветы. Все это создает атмосферу доверительного общения с природой, которой так не хватает современным жителям городов. Может быть, в этом причина того, что и в наши дни пейзажный стиль по-прежнему остается наиболее актуальным направлением ландшафтного дизайна.
По материалам журнала «Стильный сад» и книги Н.А.Неухоженко
«Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры» СПб, 2004