На рубеже 19-20 веков на смену эклектизму пришел изысканный художественный стиль, провозгласивший культ плавных текучих линий, гармоничной ассиметрии и утонченных цветовых сочетаний. Этот стиль, названный модерном, сохраняет удивительную свежесть и притягательность даже столетие спустя после своего появления на исторической сцене. Мироощущение и художественный язык модерна очень близки современному человеку. Не случаен и интерес к садам в стиле модерн - блестящей, но малоизвестной странице истории садового искусства.
В принципе, все многообразие садовых стилей фактически ограничивается двумя основными - регулярным и пейзажным. Регулярные сады основаны на правильных геометрических формах и симметрии линий. Это - искусственная среда, созданная человеком и полностью подчиненная его прихоти и воле.
Пейзажные сады, в отличие от регулярных, стремятся запечатлеть красоту окружающей природы, слиться с ней в единое целое. Это - «облагороженная» рукой человека природа. Причем, иногда стилизация пейзажного сада под природный ландшафт настолько искусна, что ее даже трудно заметить.
Черты модерна в пейзажном стиле
Сады рубежа 19-20 веков, на самом деле, являются садами в пейзажном стиле. Присущие садам модерна мягкие и плавные очертания форм рельефа и линий дорожек, отсутствие прямых углов и правильных геометрических форм, ассиметрия цветников, водоемов и растительных групп, цветовые и фактурные контрасты растений – все это черты пейзажного стиля. Но в садах модерна они получают свое особое воплощение под влиянием художественного духа эпохи. Кованые садовые скамьи, фонари, ограды, так же как и перила лестниц в домах и решетки на окнах, представляют собой переплетающиеся побеги лиан, в которых запутались стебли и цветки нарциссов, ирисов и лилий. Линии дорожек, газонов и водоемов обрисованы с удивительным изяществом, их отличает текучая плавность изгибов. Растений в группах немного, и всегда одно из них «солирует», а остальные составляют эффектную «свиту». В садах в стиле модерн чувствуется увлечение Востоком: здесь можно встретить разгуливающих по дорожкам павлинов, цветники со столь любимыми в Японии ирисами, беседки-пагоды.
Растительные символы модерна
В садах в стиле модерн есть и свои излюбленные растительные мотивы. Деревья с плакучей и зонтикообразной кроной - привитые формы ивы, рябины, березы - создают в саду особое меланхолическое настроение, которому вторят журчание ручья и тихий плеск воды под веслом лодки, медленно рассекающей гладь полузаросшего пруда. Водяные лилии -кувшинки с длинными стеблями, поднимающимися из темных заводей, - один из самых любимых садовых мотивов модерна. Другие любимые цветы в садах этого стиля - ирис, пион, лилия, нарцисс. Все они не просто красивы, а утонченно изящны, с красивой линией контура цветка.
Излюбленная форма цветника в саду модерн - длинный причудливой формы миксбордер, извивающийся змейкой между яркой зеленью газона и темно-зеленым фоном кустарников. Популярны в таком саду и вьющиеся и ползучие растения - девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок, душистый горошек, ипомея, и даже тыква и кабачки. Вообще же, плодовых и овощных растений в садах модерна обычно немного, ведь это, прежде всего изящные сады, предназначенные для утонченных эстетических переживаний.
По материалам журнала «Стильный сад»
и передачи «Зеленый календарь» радиостанции «Говорит Москва»