В конце XIX – начале XX века в знак отрицания классицизма и реализма и вслед за эклектизмом, господствовавшим, в частности, в архитектуре, появляется совершенно новый стиль – модерн. Стиль синтетический, возникший не в результате логики развития общества в целом, а созданный усилиями отдельных выдающихся деятелей искусства.
В основу модерна был заложен принцип органичного совмещения формы и содержания, существующих на равных. Вторичное, впрочем, не признавалось вообще, все должно быть функционально оправданным, естественным и в то же время декоративным. Ясно отличимые приемы стиля модерн – стилизация, орнаментализм, архитектурность.
Истоки
В поисках образов и выразительных средств создатели модерна обратились к природе. Для них открылся поистине неисчерпаемый источник вдохновения. Движение, естественность, четкость линий, органичность и целостность каждого творения природы, будь то цветок, дерево или природный ландшафт, - все это нашло отражение в изысканном и чутком модерне. Немаловажную роль играет цвет, естественный цвет все той же природы, но не заимствованный впрямую, а преломленный в восприятии художника.
Ну, а рукотворные ландшафты? Прекрасные сады в сиреневых туманах, с убегающими дорожками, расцвеченные листвою, нежно-голубыми незабудками, удивительными виолами, утопающие в дыхании белых лилий и роз. Насколько реальны сады и парки в стиле модерн? Что это – сказка, быль или причудливая фантазия? Вероятно, и то, и другое, и третье.
Быль…
Романтические парки старых дворянских усадеб, посаженные сто пятьдесят, а то и двести лет назад, - тогда, на рубеже веков, они были уже вполне сформировавшиеся, даже слегка заросшие и, может быть, немного запущенные, с аллеями, извилистыми дорожками. Нам легко себе представить беседку, почти полностью увитую каприфолью, у старого, покрытого водяными лилиями, озера. Вытекающий из озера ручей, по берегам которого растут ирисы, камыш и осока, лабазник и незабудки. Ручей так зарос, что угадать его ложе можно лишь по пунктиру отдельных водяных осколков. Деревья и кустарники разрослись, заполнив собою пространство парка, и уже невозможно отличить, где искусственно созданные пейзажи, а где сохранившиеся уголки природы. Все очень естественно, с налетом векового существования.
Тут уместно вспомнить увлечение стариной и народностью: дремучие былинные леса и чащи, бескрайние цветущие луга, зеленые холмы. Окружающая растительность потихоньку проникает в искусственно созданные насаждения парков. Появляется поросль рябины, березы, в тени старых деревьев повсеместно разрастаются ландыши, купены, а на открытых полянах откровенно буйствуют луговые травы: ромашка (нивяник), колокольчики, смолка. Парк уже как бы и не парк, а часть природного ландшафта. Все это воспринимается как пусть и формальное, но единение с природой.
В то время идею естественности поддерживали строящиеся в пригородах и ставшие модными дачи для летнего отдыха и праздного времяпрепровождения. Нам это так знакомо. Дачи, как правило, располагались в лесных массивах и облагораживались незатейливыми посадками цветущих кустарников и вьющихся растений. Быстро разрастающиеся сирень, садовый жасмин (чубушник), жимолость, шиповник (особенно старые французские сорта), калина Буль-де-Неж со временем придавали посадкам статус именно сада как некоего декоративного образования. Все изменения в таком саду происходили постепенно и очень органично, здесь мирно сосуществовали ель и береза, лилия и маргаритка. Это – быль, но в ней так много романтики!
…и небыль
На неискушенного в ботанике зрителя старинные парки производят весьма романтическое впечатление волшебного, сказочного леса или фантастического сада, где дорожка не просто дорожка, а путь в неведомое, неизвестное, ведущее за горизонт. Цветок не просто цветок, а объект гармоничного. Даже божественного воплощения абсолютной функциональности с идеальной красотой формы. Природа наделяется более глубоким смыслом, вселенской целесообразностью и становится чуть ли не единственным источником познания красоты, смысла мирского существования и тайны мироздания. Красота, покрытая флером непознанного. Хотя чувствуется в этой философичности некая несерьезная созерцательность и откровенная игривость (то «шампанское в лилии», то «ананасы в шампанском»).
«Искусственная природа»
Впрочем, познание не заставило себя ждать. И вот уже в особняках, внутренние и внешние интерьеры выполнены в стиле модерн. Все очень декоративно, но при этом функционально и просто – нет ничего лишнего. Кованые перила лестниц, убранство карнизов, кронштейны светильников соответствующего дизайна. Мозаичные витражи в оконных и дверных проемах навеяны волшебными садами и экзотическими растениями. Мебель, ширмы, драпировки – все покрыто своеобразным растительным орнаментом, с текучими формами, изящными изгибами, стилизованными цветами и стрекозами.
И, конечно, старый сад, окружающий такой особняк, тоже требует преобразований. Преобразований не так много, но они сразу определили стиль.
Кованые садовые скамьи, фонари и ограды, опоры беседки, так же как и решетки на окнах дома, представляют собой переплетающиеся побеги лиан, в которых запутались стебли и цветки нарциссов, ирисов и лилий. Линии дорожек, газонов, водоемов вырисовываются очень изящно и четко, их отличает текучая плавность изгибов. Много свободного пространства, задний план хорошо просматривается.
Растений в группах немного, и всегда в группе господствует одиночное растение – возможно, как символ декадентсткого индивидуализма, непонятности или же как образ уникальной человеческой личности. Растения соответствуют стилю: ирисы, пионы, примулы, розы, лилии, нарциссы. Обязательно присутствуют лианы – хмель, вьюн, жимолость каприфоль. В таких садах часто просматривается влияние Востока (китайского и японского сада), будь то разгуливающие по дорожкам павлины, рабатки с ирисами или беседки-перголы.
Но все-таки сады в стиле модерн в большей степени плод творения человеческой фантазии, навеянные романтикой старых парков и модными течениями культуры рубежа XVIII – XIX веков. Они остаются во многом призрачными, виртуальными, придуманными, символичными, романтизированными и в то же время прекрасными и изысканными. Их создание возможно, и тому есть примеры из более близкой нам истории ландшафтной архитектуры. Но это уже не совсем то. Это – новый модерн, новые течения в архитектуре и искусстве. Они не менее интересные и красивые, но это тема уже другого рассказа.
Елена Немова,
кандидат биологических наук
(По материалам журнала «Стильный сад», январь 2004)